Как сообщает пресс-служба ФСБ, на сайте ведомства опубликованы цифровые копии писем инженера Николая Демьянчика на имя Патриарха Московского и Всея Руси Алексия и Экзарха Украины, митрополита Киевского и Галицкого Иоанна.
В них Демьянчик рассказывает о преступлениях поляков, которые в 1945 году издевались над украинцами и убивали мирных граждан. Так, одно из писем рассказывает о трагедии жителей села Скопов в марте 1945 года.
Это село было расположено в 27 километрах западнее Перемышля, проживало в нем на тот момент около 200 человек. Демьянчик рассказывал жуткие подробности налета на деревню отряда так называемой "Народной стражи".
С его слов, непосредственное участие в этом принимали представители католического духовенства, а жертвами стали не только простые мирные граждане, но и священники. Одним из зверски убитых священнослужителей оказался отец инженера Демьянчика.
Сам инженер избежал расправы по счастливой для него случайности - в тот день он отправился в Перемышль, чтобы ускорить переезд в Советский Союз. Автор письма тут пояснил, что 27 февраля 1945 года жители села Скопов подали заявление о включении его в состав УСССР.
С тех пор они считали себя советскими гражданами. 6 марта Демьянчик отправился в Перемышль, а тем же вечером в село Скопов нагрянули около 30 польских солдат-милиционеров и штатских. Они "зверски убили всех моих родных, подвергнув их предварительным нечеловеческим истязаниям и мучениям", писал Демьянчик.
В письме он перечислил имена своих убитых родственников: помимо 81-летнего отца, жертвами стали три его сестры, а также священник Степан Конкомовский. Отец Демьянчика был "посажен на кровать и убит ножом", причем предварительно ему выкололи глаза.
"У сестры Мирославы вместо головы осталась сплошная кровавая маска, - писал инженер. - Все члены моей семьи в подлинном смысле слова плавали в собственной крови. Даже домашнюю работницу не пощадили кровожадные польские волки, и ее тоже убили, подвергнув мучениям".
В тот же вечер польские солдаты убили еще 6 крестьян в селе Скопов, причем автор страшного письма отмечал, что и "мертвым не дали покоя польские изверги". Через два дня они кололи мертвых штыками.
У священника Конкомовского, который был женат на сестре инженера Демьянчика, поляки уже у мертвого вырвали из окровавленных рук крест и топтали его сапогами, сорвали с него рясу. А вот вырвать крест из окостенелых и окровавленных рук отца Демьянчика бандитам не удалось: "он и теперь на смертном одре не выпустил из рук креста, которому поклонялся более 50 лет".
Автор письма особо подчеркивал, что убийство было совершено не случайной бандой, а местной боевой польской организацией, в которой деятельное участие принимали местные польские власти. Это была милиция из Дубицка, а во главе отряда стоял польский ксендз Журавский.
В одном из рассекреченных документов за подписью подполковника госбезопасности Медведева говорится: "...Факты издевательств и зверских расправ над украинцами и православным духовенством на территории Польши подтверждаются данными ряда наших источников".