Лодка была построена по проекту 19730 "Ихтиандр" в 1990 году в единственном экземпляре в цехе N 42 Северного машиностроительного предприятия Северодвинска. Предназначалась для проведения подводных туристических экскурсий (группа не более 44 человек) в предварительно обследованных районах, где глубина акватории не превышает 40 метров. Габариты подлодки небольшие: длина - 28 метров, ширина - 4,2 метра, вес - 80 тонн.
Ровно 34 года назад, в сентябре 1990 года, "Нептун" совершил свое первое погружение в акватории Белого моря в районе Соловецких островов. Затем были испытания в Карибском море, подводные экскурсии для желающих погрузиться в мир морских глубин.
Однако эксплуатация "Нептуна" выявила ряд недостатков, так что проект пришлось свернуть.
В 1996 году подлодка была возвращена на Севмаш для ремонта и модернизации. Однако из-за обнаруженных в процессе эксплуатации значительных конструктивных недостатков работы не были начаты.
В начале 2010-х аппарат был приобретен частным инвестором для реставрации, переоборудования под кафе. А в 2012 году "Нептун" была признан памятником науки и техники.
"Несмотря на свою короткую биографию и небольшой "трудовой стаж", экскурсионная субмарина "Нептун" обладает высокой музейной ценностью", - сообщил директор Музейного комплекса Николай Резинских.
Он также подчеркнул, что по техническим характеристикам это судно превосходило зарубежные экскурсионные подлодки того времени.
Кстати, с учетом недостатков "Нептуна" был спроектирован второй в советско-российской истории экскурсионный подводный аппарат "Садко". Он успешно работает и по сей день.