Историк отмечает, что произошло это в момент обрушения человечества в катастрофу Первой мировой войны. В дореволюционной России сатира занимала особое место. Тогда и появились первые сатирические комиксы - рисунки с подписями, при помощи которых при понятном ограничении гласности создавались новые, особые формы общения с читателем.
"Вместе с тем сатирический рисунок и текст всегда несли в себе мощный пропагандистский потенциал, эффективность использования которого напрямую зависела от таланта и "включенности" их создателей в актуальную политическую повестку. В годы Первой мировой этот факт проявил себя с особой силой", - пишет Татьяна Филиппова.
В качестве предмета своего исследования историк выбрала журнал "Новый Сатирикон". Он начал издаваться примерно за год до начала Мировой войны, но вскоре стал лидером отечественной сатирической журналистики.
Большую заслугу в этом автор публикации видит в работе блистательного состава редакции во главе с талантливым и энергичным Аркадием Аверченко, которые совместно создали то, что Татьяна Филиппова назвала "повседневным свободомыслием".
"Умело преодолевая цензурные рогатки, новосатириконовцы - карикатуристы, фельетонисты, поэты-сатирики - взяли на себя в годы войны тяжкую миссию стихией смеха восстанавливать порядок в умах и душах читателей, разделяя с ними груз небывалых испытаний", - следует из научной работы.
Центральным объектом критики и главным образом врага сразу стал "германец", "немец". В журнале высмеивался обобщенный образ врага цивилизации и свирепого агрессора. Но, как отмечает автор, он был в значительной степени сформирован именно реалиями Первой мировой войны и новыми задачами пропаганды военного времени.
"Вынужденную новизну такого портретирования немца не раз подчеркивали исследователи, отмечая тот шок, который испытало с началом сражений в Европе русское общество, которому так не хотелось верить в реальность "немца" как откровенного и жестокого врага, - пишет Татьяна Филиппова.
Ведь по традиции оно привыкло воспринимать его как культуртрегера, просветителя, носителя европейской учености… С началом военных действий на подкрепление и углубление фобийной составляющей этого образа заработали все исторические архетипы "тевтонца", "германца-агрессора" как концентрированного воплощения "угрозы с Запада".
Критический настрой, актуализированный сатириками, подготовил читателей к восприятию образа "немца" как открытого врага и воплощение смертельной опасности для России.
В то же время "Новый Сатирикон" удачно иронизировал над беспомощностью и бездействием мирового сообщества перед ростом германских агрессивных настроений, хорошо подкрепленных военно-промышленной мощью державы Гогенцоллернов.
"Изображение германского кайзера, по ошибке захватившего на мирную конференцию в мае 1914 года вместо списка ее участников длинный счет за поставки оружия, вызывает скорее ироничную улыбку, но не возмущение (как это будет позднее)", - пример такого комикса приводит исследователь.
В целом же патриотический порыв в России в первые дни войны в журнале был отражен оптимистично: он представлял собой картину единства всех слоев русского общества, поданную на фоне аллегорической фигуры России-воительницы, могучей девицы в доспехах.