Однако, инцидент не был связан с противостоянием военных блоков НАТО и Варшавского договора. Причиной столкновения стали туман и действия турецкого капитана.
С 23 сентября по 25 октября "Хасан" должен был пройти по маршруту Севастополь - Тобрук (порт в Ливии) - Кронштадт. Командовал учебным походом капитан I ранга Гарий Николаевич Бурега. На борту корабля кроме экипажа находились 243 курсанта СССР и ГДР.
Поход из Черного моря в Мраморное проходил в сложной навигационной обстановке.
"Справа по курсу на экране РЛС наблюдалось большое скопление судов в районе рекомендованной якорной стоянки, причем крайние суда располагались в непосредственной близости от линии нового курса, на который буквально через несколько минут предстояло лечь "Хасану". Видимость стремительно ухудшалась, и горизонт по курсу визуально уже не просматривался, причиной чего была плотная полоса приводного тумана, с большой скоростью распространявшегося от западного берега", - пишет историк отечественного военно-морского флота Михаил Партала.
Участок моря оказался сложным для кораблевождения. Дело в том, что часть судов находились на рекомендованных якорных стоянках, другая часть двигалась в Черное море, часть - в Средиземное море. Некоторые корабли пересекали Мраморное море перпендикулярно движению Средиземное море - Черное море.
Тем временем видимость на море сократилась до 20-30 метров. Советские моряки включили навигационные РЛС и ходовые огни, и снизили скорость хода до самого малого значения. Неожиданно сигнальщики сообщили о том, что неизвестное судно на большой скорости под углом 120 градусов "режет" курс советского корабля.
Столкновение произошло в 09:06 по местному времени. Неизвестным судном оказался турецкий ракетно-торпедный катер "Meltem" (в переводе - "Бриз").
Исход морского ДТП был предрешен тактико-техническими характеристиками участников инцидента. "Хасан", построенный на польской судоверфи имени Адольфа Варскего в 1978 году, имел полное водоизмещение свыше семи тысяч тонн. Выпущенный в 1969 году на верфях ФРГ ракетно-торпедный катер "Meltem" весил 209 тонн.
Стальной форштевень "Хасана" разрезал турецкий катер в районе носовой артиллерийской установки.
"Было хорошо видно, как некоторые турецкие моряки, выскочив на палубу в спасательных жилетах, начали перелезать через леерное ограждение, собираясь бросаться в воду, а один турецкий военнослужащий, увидев рядом борт "неприятельского" корабля, даже кинулся расчехлять и разворачивать в сторону "Хасана" кормовую артустановку", - пишет Михаил Партала.
К счастью, до боевых действий дело не дошло. Советские моряки спустили шлюпки и подобрали оказавшихся в воде 13 турок. Затем спасли еще троих. Любопытно, что некоторые из турецких матросов и младших офицеров были уверены, что попали в плен, а русские захватили Босфор.
Представитель морской прокуратуры Стамбула попытался арестовать советский учебный корабль. Однако ему продемонстрировали военно-морской флаг и предложили перед переговорами сдать личное оружие. Представитель Турции отказался от силового решения конфликта, так как "Хасан" имел на вооружении башни с 76-мм универсальными орудиями, установки АК-630, несущие 30-мм автоматические пушки, и 16-ти ствольные реактивные бомбометы РБУ-2500 "Смерч".
После этого от турок последовало официальное заявление. В нем говорилось: "…турецкая сторона выражает сожаление по случаю принесенного большого ущерба ВМС Турции в результате столкновения советского и турецкого судна по причине плохих погодных условий". Была выражена "…уверенность, что как с одной, так и с другой стороны будут предприняты все меры для того, чтобы выявить истину административной и юридической стороны вопроса". В этом заявлении так же сообщалось, что пять турецких моряков пропали без вести.
Оперативный дежурный ВМФ СССР передал на "Хасан" приказ о возвращении в Севастополь. Так как вина командира турецкого ракетного катера была очевидной, то СССР оставил все турецкие требования без удовлетворения.