Олег Басилашвили происходит из знатного рода, который владел землями, подаренными грузинским царем. По семейной легенде, его дед по отцовской линии, Ношреван Басилашвили, до революции служил околоточным надзирателем полиции Горийского уезда Тифлисской губернии. Однажды он арестовал бандита по имени Иосиф Джугашвили - будущего советского вождя. В 1939 году деда забрали в НКВД. Его избили так сильно, что он начал говорить наоборот: не "мама", а "амам". Об этом актер узнал уже будучи взрослым, во время встречи с родственниками в Тбилиси.
Дед Басилашвили по маме, Сергей Ильинский, происходил из семьи священнослужителей. Он окончил духовную семинарию, но после революции ушел в архитекторы, занимался реставрацией церквей в Московской губернии. Его называли "буржуем", периодически забирали в ЧК, чтобы "стрясти" золото, которого у него не было. Ильинского репрессировали, он умер в 1936 году.
Актер Олег БасилашвилиОлег Валерианович родился и вырос в Москве. В Грузии он жил только два года, в эвакуации, поэтому, по определению его супруги, телеведущей Галины Мшанской, Басилашвили "не грузин по своему нутру". Отец актера, Валериан Басилашвили, был директором Московского политехникума связи. Его мама Ирина Ильинская - известный педагог и филолог. Она написала книги "Лексика стихотворений Пушкина", "О богатстве русского языка" и учебник по русскому языку для учителей.
Семья Басилашвили жила в квартире на Покровке, которая принадлежала почетному гражданину Москвы Сергею Ильинскому. В 1918 году их уплотнили - вместо пяти комнат оставили три. Соседями Басилашвили стала "работница в красном платке" Настя и ее муж. Со временем они стали фактически одной семьей. Олег Валерианович вспоминал: когда отцу, как директору учебного заведения, дали ордер на новую квартиру на новом Арбате - шикарную, большую, с отличным видом, его родители вернулись с осмотра и задали вопрос: как же мы оставим Настю? В итоге Басилашвили так и остались жить на Покровке.
Во время войны семью актера эвакуировали в Тбилиси, где он заболел туберкулезом - сказалось скудное питание. От болезни ему пришлось лечиться довольно долго. В школе Басилашвили учился плохо: по его признанию, по математике он был "совсем идиотом", ничего не понимал.
Профессию Олег Валерианович выбрал по зову сердца. Поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Павла Массальского, учился вместе с Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым, Татьяной Дорониной. Актер рассказывал, что раз 30 смотрел во МХАТе спектакль "Три сестры": "У меня работа слилась с яростной любовью и желанием не уронить, а дотянуться до вершин, показать людям, чем они жертвуют, когда изменяют свое жизненное предназначение".
В 1955 году Басилашвили женился на Татьяне Дорониной (они развелись в 1963-ем). Их распределили в Сталинградский областной драмтеатр, но в итоге семейная пара попала в Ленинград, где Басилашвили начал служить в государственном театре имени Ленинского комсомола (сейчас - театр "Балтийский дом"). Актер полюбил город на Неве и позже поселился в нем. Называл себя в интервью "московским петербуржцем и петербургским москвичом". К слову, именно Басилашвили заявил на одном из съездов народных депутатов СССР что большинство ленинградцев хотят вернуть городу имя Санкт-Петербург. "Этим я вызвал бурю негодования в зале", - вспоминал актер.
В 1959 году Басилашвили и Доронину пригласили в Большой драматический театр (тогда он носил имя Горького, теперь - Товстоногова). Поначалу актеру было очень трудно: он не мог найти себя. "Товстоногов ставил очень трудные задачи, порой они были почти невыполнимыми, но это был великий режиссер. Меня долго держали на двух ролях, я даже хотел уйти. Но потом я исполнил в постановке "Еще раз про любовь" по пьесе Радзинского небольшую роль Феликса. И после нее почувствовал, что попал в обойму актеров, которые нужны театру", - рассказывал Олег Валерианович.
Кинодебют Басилашвили случился в 1956 году, в фильме "Невеста" (ранее были две крохотные роли в "Подкидыше" и "Красном галстуке" - юного актера даже не указали в титрах). После были серьезные роли в "Гранатовом браслете", "Рабе любви" и многих других картинах. Но всенародно известным актер стал после знакомства с Эльдаром Рязановым.
Режиссер увидел его на сцене БДТ в спектакле "Мольер", поставленном по Булгакову. "Басилашвили играл Людовика XIV - блистательно и невероятно. После спектакля я пришел в гримерку и сказал: Олег Валерианович, я не понимаю, почему не снимаю вас в моих картинах. Он ответил: и я не понимаю", - вспоминал Рязанов.
Роль красавца и карьериста Самохвалова в "Служебном романе" принесла Басилашвили оглушительный успех. Актер вспоминал, что съемки в этом фильме были экспериментом: больше половины картины - чистая импровизация. "Сами сцены играли сразу, безо всяких репетиций… Такой подход позволил нам развязаться, почувствовать ту внутреннюю свободу, которая необходима была для этого фильма. Это огромная заслуга Эльдара Рязанова, который позволил нам быть в кадре не киноактерами, а просто нормальными, живыми людьми", - признавался Олег Валерианович в интервью.
Были и курьезы. Басилашвили должен быть водить машину, но он ни разу до этого за рулем не сидел. Для него наняли инструктора, но времени на обучение было слишком мало. Рассказывают, что в попытках водить актер сначала чуть не разбил оператору камеру, а потом въехал в киоск. Думал, что гонорар ему не выплатят. Но случилось иначе: "Служебный роман" удостоили Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Дальше была яркая роль тайного советника Мерзляева в "О бедном гусаре замолвите слово", после которой Рязанов сказал Басилашвили: "Олег, я хочу снимать тебя в каждой картине". Еще больший успех принесли роли интеллигента Андрея Бузыкина в "Осеннем марафоне" и Платона Рябинина в "Вокзале для двоих". "Финал "Вокзала" снимали в Икшанской воспитательной колонии, где специально построили красивый забор - раньше там была только колючая проволока. Сначала я вызывал у заключенных раздражение - пришел такой сытый человек. Но я делился едой, отношения наладились", - воспоминал Басилашвили.
Кстати, в мир "сумы и тюрьмы" он впервые заглянул еще в юности. Однажды на станции метро "Дом Советов" (ныне "Кропоткинская") его с друзьями поймали пьяные НКВДшники. Юноши пытались заступиться за девушек, которые проверяли на входе билеты. НКВДшники пытались пройти просто так. Басилашвили и его друзей скрутили и заявили, что их обвиняют в том, что они хотят заложить под особняк Василия Сталина бомбу. За это им грозил расстрел… "Навстречу нам шел прихрамывающий человек, который спросил - в чем дело. НКВДшники ему объяснили. Он сказал, чтобы нас освободили, и мы катились бы к такой-то маме. Это запомнилось навсегда", - рассказывал актер.
Именно Басилашвили должен был исполнить роль Ипполита еще в одном фильме Рязанова - "Ирония судьбы или с легким паром". Он начал сниматься, но пришло известие, что скончался его отец. Актер надолго уехал. Ждать Рязанов не мог, поэтому заменил Олега Валериановича Юрием Яковлевым. Но в фильме образ Басилашвили остался - именно его фото выбрасывает из окна главная героиня Надя.
Фотографии Олега БасилашвилиВ послужном списке Басилашвили более ста фильмов. В числе сыгранных ролей - Воланд в сериале Бортко "Мастер и Маргарита". К этой роли актер шел всю жизнь: он считает, что Воланд, на самом деле, человек, просто живущий несколько тысяч лет: "Ему подвластно то, что многим будет подвластно через столетия. Так что по внутренней сути он человек, просто другого амплуа, чем я".
Последняя его работа на экране - в сериале "Не ждали", который вышел в 2019 году. Басилашвили признался, что хотел бы исполнить "роль сегодняшнего дня", которая затронула бы людей за живое. Но пока такую еще не предложили.