"Литературные произведения, как главная составляющая жизни Александра Сергеевича, были воспеты современниками и восхваляются потомками. Однако наследие Пушкина заключается не только в поэзии и прозе. Кураторы выставки постарались раскрыть то, какой след он оставил в истории, продемонстрировать разные грани его таланта", - подчеркивает генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.
Основная идея выставки приятно удивляет своей нетривиальностью. Зрителя приглашают осознать Пушкина как небесный дар, гения, посланного России. Его наследие настолько огромно и разнопланово, что по масштабам может сравниться с космическим пространством, с целой отдельной Вселенной, постигать которую каждый из нас может всю жизнь и все равно до конца не постигнуть.
Выставка "Пушкин. Страницы истории" в Историческом музееТакая задумка не нуждается в пояснениях - стоит только переступить порог выставочного зала. Тема космического пространства и звездного света прекрасно читается в художественном оформлении экспозиции. Материальное воплощение дара поэта - созвездие его произведений, выразивших взгляды писателя на историческое и духовное бытие страны. Поэтому каждый экспонат на выставке так или иначе связан с литературным наследием Пушкина. Причем кураторам проекта удалось исполнить это так искусно, что связь прослеживается, но при этом не становится навязчивой в своей буквальности.
Центральным элементом экспозиции стала оригинальная стеклянная конструкция. Она чем-то напоминает тот самый загадочный "магический кристалл", о котором идет речь в последней, восьмой, главе романа "Евгений Онегин":
- Промчалось много, много дней
- С тех пор, как юная Татьяна
- И с ней Онегин в смутном сне
- Явилися впервые мне -
- И даль свободного романа
- Я сквозь магический кристалл
- Еще не ясно различал.
Внутри выставочного "кристалла" - прижизненные издания трудов писателя. От них лучами по всему экспозиционному пространству расходятся тематические разделы с уникальными экспонатами, помогающими "прочитать" страницы пушкинских произведений.
Главными темами открывшейся экспозиции стали: образ самодержавной власти в произведениях Пушкина "Борис Годунов", "Медный всадник", "Полтава"; Пушкин и восстание Пугачева; Пушкин и Польское восстание 1830-1831 гг.; Пушкин и Грибоедов; Пушкин и Китай; Пушкин и Гоголь; Пушкин и православие и, наконец, женщины и семейный круг в жизни Пушкина.
На выставке представлено более 300 уникальных экспонатов из ведущих музеев и архивов России. В проекте участвовали Государственный архив Российской Федерации, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственный Русский музей, Музеи Московского Кремля, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Политехнический музей, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный военно-исторический архив, а также Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на Большой Ордынке.
Посетители экспозиции увидят подлинные автографы самого Пушкина; а также Грибоедова, которого поэт особенно ценил и с которым был дружен; и Гоголя, которому Александр Сергеевич подарил замысел "Ревизора" и "Мертвых душ". Смогут рассмотреть подлинные кафтаны и шпагу Петра I; личные вещи императоров Александра I и Николая I; оригинал Конституции Царства Польского и утвержденную грамоту Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича, первого Романова - символ преодоления великой Смуты и народного единения, спасшего российскую государственность в XVII веке.
Еще украшением выставки стали драгоценные манускрипты из личной библиотеки персидского шаха, подаренные императору Николаю I; трофейное шведское знамя времени Северной войны; акварельные рисунки с изображением жителей Поднебесной, куда Пушкин желал отправиться; телеграфный аппарат - изобретение электротехника и друга поэта Павла Львовича Шиллинга. Все представленные артефакты помогают прочувствовать атмосферу различных эпох, интересовавших Пушкина как историка-исследователя.
Один из разделов посвящен работе Александра Сергеевича надо драмой "Борис Годунов", созданной после прочтения им глав о Смутном времени "Истории государства Российского" Николая Карамзина. Здесь, среди других памятных вещей, связанных с убийством царевича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, а именно этой версии вслед за Карамзиным придерживался Пушкин, есть совершенно уникальный экспонат: шапочка царевича Дмитрия (в старину, именовавшуюся "тафья"). Ее для выставки предоставили Музеи Московского Кремля. Первое упоминание о шапочке царевича в письменных документах относится к XVII веку, когда она хранилась в Государевой Мастерской палате Московского Кремля. Согласно описям Архангельского собора, шапочка из темно-красного сукна была перенесена к раке святого царевича Димитрия 20 августа 1700 года по распоряжению царя Петра Алексеевича.
Завершается выставка символично: книгой Степана Крашенинникова "Описание земли Камчатки". Именно этот экземпляр лежал на рабочем столе Пушкина, когда поэт отправился на дуэль. С историей освоения далекой Камчатки Пушкин мыслил связать свои дальнейшие труды. Этим планам не суждено было сбыться. Рукой поэта на конспекте книги выведена дата - 20 января 1837 года.
Проект "Пушкин. Страницы истории" расширяет наши представления о личности поэта. Заставляет задуматься о нем как о "национальном воспитателе", осознать, то, что прекрасно понимал Пушкин: знание и осмысление исторического прошлого всегда лежит краеугольным камнем в фундаменте будущего Отечества.
Драматург Александр Островский во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве в 1880 году сказал: "Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть". Так что для того, чтобы поумнеть, приходите на выставку "Пушкин. Страницы истории", которая открыта в ГИМе до 13 января 2025 года.