01.10.2024 17:32
"Родина"

Нейросеть обнаружила "русский след" в творчестве художников эпохи Возрождения

Текст:  Денис Передельский
Музей изобразительных искусств в Новгороде организовал проведение выставки "ВТО: Великие Толкователи Онфима". Посетители могут на наглядных примерах увидеть, на каком уровне сейчас находятся доступные открытые модели глубокого машинного обучения, генерирующие изображения.
Нейросеть создала истинный портрет "мальчика Онфима", величайшего средневекового художника Новгородской Республики. / Новгородский музей-заповедник
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Как говорят организаторы, развитие искусства всегда основывается на имеющемся опыте. Поэтому некоторые повторы неизбежны. Однако художественную значимость шедевров того или иного времени обуславливает новизна взгляда даже на хорошо известные сюжеты.

Как оказалось, этим принципом могли руководствоваться художники эпохи Возрождения, причем в их творчестве нейросеть достаточно неожиданно распознала "русский след".

Рисунки Онфима на бересте, XIII век

"Благодаря применению нейросетевых моделей глубокого машинного обучения была установлена прямая связь между творчеством древних новгородцев, создававших свои произведения в XIII века на берестяных грамотах, и художников Возрождения, чьи работы считаются бесценными, - сообщает в своем Telegram-канале Новгородский музей-заповедник.

Проведенные исследования показали, что истинная роль мастеров Возрождения заключается в интерпретации сакрального смысла рисунков и некоторых надписей Онфима и его учеников на новгородских берестяных грамотах".

Как считается, Онфим - это новгородский мальчик, который потерял более десятка берестяных грамот в XIII веке. По крайней мере, 12 берестяных грамот археологи обнаружили почти 70 лет назад в районе Великого Новгорода на Неревском раскопе.

Грамоты содержат рисунки, считающиеся одними из самых древних детских рисунков в истории России. Имя автора, Онфима, исследователи нашли на одной из грамот. На ней изображен всадник на лошади, который поражает копьем упавшего врага. По одной из версий, Онфим нарисовал сам себя.

Считается, что 12 берестяных грамот были своего рода учебными тетрадями мальчика Онфима. Большинство из них содержат учебные записи, в том числе алфавит, строки из церковных текстов.

Что касается рисунков, то Онфим рисовал в основном батальные сцены, изображая пеших воинов и всадников, вооруженных копьями и мечами, летящие стрелы и поверженных врагов. На одной из грамот было изображено некое мистическое существо, не поддающееся идентификации. Под ним автор картинки подписался так: "Я зверь".

Как называли друг друга древние новгородцы, рассказали берестяные грамоты

И вот теперь с помощью нейтронной сети удалось восстановить "истинный портрет мальчика Онфима, величайшего средневекового художника Новгородской Республики", который тоже представлен на открывшейся выставке. И, судя по интерпретации нейросети, был Онфим совсем не так юн, как считается.

"Вторичность некоторых картин может быть связана с наличием "архетипов", тщательное распознавание которых поможет исследователям в определении авторства работ, обнаружении подделок и др., - добавляют организаторы выставки.

Нейронные сети, работающие с изображениями, представляются наиболее эффективным инструментом для решения таких задач".

Новости