Выставленные нэцкэ - работы ведущих мастеров крупных региональных центров резьбы. Для экспозиции подобрали 32 фигурки из собрания Государственного Эрмитажа и 153 экспоната - из шести частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.
Показ выстроен таким образом, чтобы на примере произведений Сюмэмару, Томотада, Масанао, Мицухару, Тамэтака, Минко, Кокэй, Отоман и других резчиков продемонстрировать историю развития искусства миниатюрной резьбы от зарождения до поздних интерпретаций традиционных форм.
Подобная выставка уже демонстрировалась в Эрмитаже в 2016 году. Но тогда она знакомила посетителей с искусством нэцкэ. В этот раз предстает в новом формате - рассказывает об основных центрах резьбы этой миниатюрной скульптуры и ведущими мастерами XVIII-XX веков.
Нэцкэ XVIII-XX веков в ЭрмитажеОсновная часть фигурок не имеет подписи авторов, это было не принято в те времена. Но есть и авторские. Полюбоваться этими удивительными фигурками можно будет в Пикетном зале Зимнего дворца
Слово "нэцкэ" - синтез двух слов: "нэ" - корень, "цкэ" - прикреплять. Это миниатюрная скульптура со сквозным отверстием. Через него пропускали шелковый шнур, использовали как брелок. К нему привязывали любой другой предмет небольшого веса - сагэмоно (подвешенная вещь). На нэцкэ изображали богов, демонов, животных, людей, занимающихся обычными делами.
Первые фигурки делали из корней деревьев, бамбука, раковин, тыкв-горлянок. Потом нэцкэ стали изготавливать из дерева, кости, рога, янтаря, фарфора. Самые дорогие украшали нефритом и яшмой. А гений японских резчиков превратил эти небольшие фигурки в настоящие произведения искусства.