Как следует из статьи, опубликованной в журнале "Краткие сообщения" Института археологии РАН, проанализированы были артефакты, найденные, в том числе, в Приереванском кладе и Двинском кладе в Армении.
"Оба эти клада, вероятно, относятся к времени до формирования майкопской культуры в Предкавказье и куро-араксской культуры на Южном Кавказе, - пишет Сергей Кореневский.
Специально уделено внимание глиняной литейной форме комплексного топора-молота, найденной в поселении Дзедзвеби в районе Болниси в Грузии. Поселение относится к культуре сиони".
Хозяйственная яма, в которой была найдена литейная форма, датируется второй половиной V тысячелетия до нашей эры. Ученый отмечает, что состав металла из упомянутых кладов указывает на использование так называемых мышьяковых бронз.
"Кроме того, в рассматриваемый период началось изготовление втульчатых короткообушных топоров, один из которых был найден в Приереванском кладе", - добавляет Сегей Кореневский.
В целом полученные результаты позволяют ставить вопрос о влиянии традиций металлообработки племен Дунайского халколита на распространение втульчатых комплексных топоров на Южном Кавказе в конце V - начале IV тысячелетии до нашей эры.
К концу V тысячелетия до нашей эры возникли формы топоров-мотыг типа Ариушд и Ясладань. По своему предназначению они были многофункциональны и могли использоваться и как оружие, и как орудия. Вероятно, это и обеспечило им широкую популярность, считает исследователь.
"Комплексные топоры-молоты и топоры-мотыги (не тесла) отливались в литейные формы спинкой книзу и брюшком наверх, - объясняет он. - Втулка орудия, при ее рассмотрении в профиль, сужалась к верху и напоминала в разрезе "гриб".
К слову, Приереванский клад был найден в 1973 году у села Джрашен в Армении. Он состоял из топоров-клевцов и крупных плоских тесел. Артефакты были изучены по методике эмиссионного спектрального анализа в Лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН. Было установлено, что все вещи клада изготовлены из мышьяковой бронзы.
Еще один клад бронзовых орудий с теслами, похожими на тесла Приереванского клада, был найден у города Двин в 2018 году. Он был зарыт на вершине невысокого холма, причем на прилегающей местности археологи не обнаружили никаких свидетельств культурного слоя.
"По верованиям зарывших клад людей, вершина холма могла маркировать особое место магической силы - в самой высокой точке возвышенности", - пишет ученый.
Двинский клад состоял из семи бесчеренковых кинжалов, шести целых тесел и одного обломка тесла, который, впрочем, был найден несколько в стороне от места находки клада.
Семь кинжалов Двинского клада однотипны: их длина колеблется от 250 до 181 мм. По своей конфигурации они напоминают кинжалы "бесчеренкового" типа майкопской культуры, но имеют значительные отличия в рукоятке.
Артефакты Двинского клада были проанализированы современным методом рентгенофлуоресцентного анализа. Оказалось, что почти все они были изготовлены из бронзы с содержанием мышьяка от 1,43 до 6,26 процента. Еще более высокий процент мышьяка был зафиксирован в сломанном тесле.
"Характер деформации показывает, что предмет сильно изогнули, и он лопнул на изгибе, - отмечает автор публикации. - Трудно сказать, зачем это сделали. Ясно только, что столь высокое содержание мышьяка могло сделать предмет довольно хрупким".
Анализ артефактов позволил датировать появление литья комплексных орудий в глиняных формах на Южном Кавказе концом V тысячелетия до нашей эры - началом IV тысячелетия до нашей эры.
Стоунхендж - фото