К походу царь начал готовиться заранее. Еще осенью 1653 года он объявил боярам и служивому люду, что "повелел идти на недруга своего, Польского и Литовского Короля, Яна Казимира, за его многие неправды". Весной 1654 года Алексей Михайлович выступил в поход на Смоленск. В смоленские земли рассылались царские грамоты, где разъяснялась цель похода "освободить православную церковь от насилия" и отомстить врагам, то есть полякам, за все обиды. Также в грамотах призывалось присоединиться к московскому войску.
Вскоре царю сдались города Дорогобуж, Невель, Белый. 8 августа ему сообщили, что воевода Шереметев взял Полоцк. Авангарды русского войска были уже под Смоленском, куда сам государь прибыл 15 июля. Тридцать тысяч воинов остались с ним, а еще сорок тысяч он отправил против литовского гетмана Радзивилла, чтобы тот не вздумал явиться сюда. Осада Смоленска началась.
Этот древний русский город был захвачен поляками во время Смутного времени. Несколько лет назад его пытался взять воевода Шеин, но у него не вышло. А поляки, видимо, решив после этого, что Смоленск неприступен, никаких мер к ремонту крепостных стен принимать не стали.
Польский воевода еще зимой требовал у гетмана поддержки, так как было уже известно, что русские скоро придут. Он просил подкреплений, пороху, но Радзивилл сообщил ему, что все в порядке "Москва едет на черепахе, есть надежда, что пойдет по-рачьи".
Когда Алексей Михайлович был под Смоленском, гетман писал тамошнему воеводе, что царь в этом году воевать не станет. Осажденные поляки удивились этому сообщению, так как русские уже обложили город. Кстати, узнав о приближении царского войска, многие шляхтичи убежали до начала осады. Одни сказали, что у них срочные дела в Варшаве, другие поехали якобы по хозяйственным делам, третьи ничего не говорили, а убрались из города молча.
Армия в триста тысяч
Так как поляки сдаться не пожелали, началась планомерная осада Смоленска. По нему беспрестанно палили из орудий. Пытаясь укрепить стены, воевода велел поставить там срубы, наполненные глиной для укрытия воинов. Но ядра разносили их в щепки, причем обломками бревен было немало народу поранено и убито. От захваченных в плен поляки узнали, что под Смоленском стоит огромная, в триста тысяч армия. Это неприятно действовало на нервы, так как противостоять такой силе было непросто.
На самом деле русских было в десять раз меньше. Обстановка в осажденном городе накалялась. Вдруг прошел слух, что московиты роют подземные туннели, чтобы заложить там мины - пороховые заряды для обрушения крепостных стен. Поляки начали копать свои подкопы, желая помешать взрывным работам. Рыли они долго, в разных местах, но так ничего и не нашли, к тому же их туннели заливало дождями и подземными родниками. Потом выяснилось, что царь и не собирался ничего взрывать, ему хватало и артиллерии. Русские пушки палили по Смоленску целыми днями, разрушая крепостные стены и башни.
Очень выгодное предложение
В начале августа стало известно, что московские войска захватили города Мстиславль, Дисну, Друю, взята Орша, откуда в панике бежал разбитый гетман Радзивилл. Алексей Михайлович объявил, что те шляхтичи в Беларуси, кто желает ему служить, могут приехать за жалованьем, а кто не хочет, тот пусть свободно уезжает в Польшу. Шляхта решила, что это довольно выгодное предложение, и потому белорусские города начали сдаваться Москве без боя.
Наконец, пятого сентября начался штурм Смоленска, однако в ожесточенных схватках полякам удалось отбиться. А русские войска в Беларуси продолжали развивать успех. Были взяты Гомель, Могилев, Новый Быхов и Пропойск, Усвят и Шклов. Гетман Радзивилл был вдребезги разбит у Борисова. Московитам достались все его знамена и личный бунчук, в плен угодили двенадцать полковников и 270 солдат.
Трофейные знамена и пленных поставили на виду Смоленска, чтобы испортить настроение осажденным, и весь день палили по городу из пушек. А воеводе прислали его же письмо, написанное гетману, где он подробно описал все уязвимые места Смоленска. Его захватили вместе с другими трофеями.
Также русские усиленно пускали слухи о подземных минах, которые вот-вот разрушат и так изрядно потрепанные стены крепости.
Просьбы о мире
В конце августа поляки запросили переговоров. Им уже было известно, что со всей освобожденной Беларуси под Смоленск идут русские полки. А перед главными воротами была установлена батарея из 19 мощных пушек. Позднее польский воевода объяснялся перед сеймом в Варшаве, что у него не осталось ни защитников, ни пороха, ни продовольствия, а царь собрал под городом армию в 150 тысяч.
Шляхтичи в Смоленске начали бунтовать, отказывались идти на стены, а по ночам убегали вместе с жителями города в царский лагерь. Они договорились с Алексеем Михайловичем о сдаче, и получили от того хорошие должности и привилегии. Воевода выразил письменный протест против этого, но его уже никто не слушал.
Умелая пропаганда русских привела к тому, что на их сторону перешли почти все польские войска. Шляхта ворвалась в дом к воеводе, отобрала у него личное знамя, и подняв его над головами, пошла торжественно сдаваться Алексею Михайловичу.
3 октября 1654 года он с почетными церемониями вступил в Смоленск. Польский воевода и его сторонники принесли к ногам царя все знамена, поклонились, сели на коней и уехали в Польшу. Смоляне и почти все оставшееся войско принесло присягу на верность русскому царю. На этом осада Смоленска окончилась, и город навсегда вошел в состав России.
Смоленск на дореволюционных фотографиях