Точную дату брусчатки установить невозможно. Одни историки говорят о довольно большом временном отрезке с XIV по XIX века. Другие утверждают, что каменные проходы в Тапиау появились не позднее XVII века. Именно тогда территорию Восточной Пруссии начали постепенно переводить на булыжник. Гранит и базальт в Кенигсберг доставляли преимущественно из Скандинавии по морю. Диабаз и габбро привозили из Тюрингии. Завозили материалы для мостовых и из силезских каменоломен.
Каменные дороги не только избавляли город от грязи, но и служили дренажом: через них в землю уходила лишняя влага. Для довольно дождливого края с переменчивым морским климатом это стало настоящим спасением.
Инвестор, который сейчас работает на замке Тапиау, рассказал в беседе с корреспондентом "Родины", что в арочном проезде исторического корпуса рабочие снимали старое бетонное покрытие, под которым как раз и нашли мостовую. Под такой "шубой" булыжник прятался последние десятилетия. Все это великолепие обязательно сохранят, превратив в еще один экспонат музейного комплекса. Если отдельных фрагментов не будет хватать, то их дополнят.
"Это исторический гранит. Такую брусчатку для замков и крепостей выбирали не просто так. Она обладала отличными эксплуатационными характеристиками, была долговечной и просто хорошо выглядела. Таким образом, удавалось одновременно соответствовать архитектурному стилю самого замка и обеспечивать его функциональность", - прокомментировал руководитель компании, осуществляющей авторский и технический надзор на замке Тапиау Валерий Щербатых.
Учитывая возможный возраст гранитной брусчатки, по ней запросто могли ходить литовский князь Витовт, который в 1385 году принимал в Тапиау крещение, первый Герцог Пруссии Альбрехт Гогенцоллерн и даже участники Великого Посольства Петра I. Последние жили в Тапиау в 1697 году, после чего отправились в Кенигсберг на встречу с первым российским императором.