Порядок против скорости
Что же заставило российское правительство в середине XVII столетия ввести в своей стране почту? Ответ оказывается удивительно прост. Русская ямская гоньба с рекордной скоростью могла доставить в любое время суток одну важную депешу по одному конкретному адресу. Европейская же почта ходила регулярно, к ее отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии. Условно говоря, доставленное ямщиками или гонцами письмо было штучным изделием, а западная почта занималась массовым производством. Европейский опыт понадобился тогда, когда потребности российского внешнеполитического ведомства заставили поднять информационный обмен с западными странами на новый уровень.
Европейская почтовая система начала складываться в начале XVI века. В 1504 году Франц фон Таксис принял на себя обязанность доставлять корреспонденцию между императорским, испанским и французским дворами. Так было положено начало почтовой династии Таксисов. Их услугами могли пользоваться не только правительства, но и частные лица. Позднее в разных государствах появляются свои собственные почты. Постепенно связанные друг с другом почтовые линии покрыли почти всю Европу. В первой половине XVII века у западных границ России окончательно сложились Польские, Бранденбургские и Шведские почты2.
Очевидно, толчком к созданию русской регулярной почты стали неудачи в войне с Польшей за Украину. Воспользовавшись первыми успехами русско-украинских войск, Швеция тоже выступила против Польши и нанесла ей сильный удар. Шведская армия захватила Варшаву. Россия, боясь усиления Швеции, объявила ей войну. Однако отсутствие оперативной информации о событиях в Европе помешало дипломатам Посольского приказа правильно оценить международную обстановку и своевременно найти союзников. В результате русское государство в одиночку вело тяжелую борьбу на два фронта.
Вскоре после подписания мира со Швецией, еще до окончания войны с Польшей, русское правительство предпринимает попытку качественно улучшить систему сбора внешнеполитической информации. Первым проявил инициативу приказ Тайных дел, который занимался самыми разными вопросами, лично интересовавшими царя Алексея Михайловича. 18 мая 1665 года приказ заключил договор с голландцем Яном Ван Свиденом. Предприимчивый голландец обязался "привозить вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель из стольных городов по две недели, из Турского, из Казилбашского царств и из Индеи по времени"3.
Первая почтовая линия соединила Москву с Ригой, а через нее с Бранденбургскими почтами и, далее, со всей Европой. Ван Свиден получил из государственной казны огромную по тем временам сумму в тысячу двести рублей. Эти деньги предназначались на оплату зарубежных информаторов и найм людей для перевозки корреспонденции. Почта Ван Свидена возила также и частные письма. Вся плата за их доставку оставалась в его распоряжении. Фактически созданная в России почта была частным коммерческим предприятием, которое работало по договору с правительством и пользовалось его покровительством. Все это очень напоминало систему работы Таксисов.
Дело Леонтия Марселиса
В таком виде почта просуществовала чуть больше двух лет. За ее реформирование выступил глава Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокин. Главную роль здесь сыграла не ведомственная конкуренция, а широкое мышление выдающегося государственного деятеля. Он предложил создать вторую, польскую почтовую линию до Вильно. Пункт об организации почтовой связи по настоянию Ордина-Нащокина включили в Андрусовский договор 1667 года. Почта должна была служить сношениям между московским и польским правительствами по турецким и украинским делам, а также развитию торговли. Сбор внешнеполитической информации по понятным причинам остался за рамками договора. Однако в инструкции иностранцу на русской службе Леонтию Марселису, которому Ордин-Нащокин планировал поручить почту, на первом месте среди ее задач стояло: "держать… почту, что во всех государствах во всякое время делается, вестьми так печатными, как и письменными".
Нащокин нашел способ существенно удешевить доставку корреспонденции. Теперь для перевозки почты по территории России предполагалось использовать ямскую службу. На почтовых станах от Москвы до Риги и Вильно среди ямщиков полагалось выбрать почтарей. Их приводили к присяге и вручали особую форму. Таким образом, ответственность за сохранность и своевременную доставку корреспонденции брало на себя государство. Почтмейстеру денег теперь вообще не выплачивали. Через него только время от времени передавали подарки "тем, кто вести учнет посылать".
В 1668 году после тяжбы с Ван Свиденом Леонтий Марселис получил обе почтовые линии. В руках семьи Марселисов они оставались до 1675 года, когда почтмейстером стал Андрей Виниус. Теперь почта уже не была чисто капиталистическим предприятием, как в предыдущие годы. Высококвалифицированный труд осуществлялся вольнонаемным почтмейстером и его коллегами за границей, а перевозка почты - феодально-зависимыми, прикрепленными к своим ямам ямщиками. В первом случае трудовым стимулом были деньги, а во втором - нещадное битье батогами и кнутом. Клиентами почты были, с одной стороны, иностранные купцы, которые вели дела в России, а с другой - феодальное государство.
Переход от вольного найма к использованию ямщиков создал для почты новую проблему, которую не удалось решить в течение всего XVII века - почта запаздывала. Регулярные экзекуции над ямщиками решали вопрос лишь на короткий период. Время движения почты от Вильны до Москвы было определено в договорах с виленскими почтмейстерами 1669 и 1685 годов. Срок доставки корреспонденции равнялся 8-10 дням. Очевидно, в период своего расцвета Виленская почтовая линия выдерживала его. В 1674 году Кильбургер отмечал высокое качество ее работы. В это время почта приходила в Москву по средам. Однако уже в конце 1675 года почтовое дело у Марселисов отобрали. В то время почтмейстером был брат умершего к тому времени Леонтия - Петр Марселис. Ему ставили в вину задержку корреспонденции на 2-3 дня. Новому держателю почт - Андрею Виниусу не удалось исправить положение. Судя по данным курантов за 1676-1681 годы, Виленская почта в среду приходила очень редко. Обычный срок ее доставки - с пятницы по понедельник. В 1679 году письма почтмейстера Бисинга и его служащего Грева попали в Москву из Вильно за 15 дней4. После 1681 года Виленская почта вообще закрывается.
Скорость работы Рижской почтовой линии можно определить более точно. Кильбургер пишет, что в 1674 году почта шла 8-11 дней и приходила в Москву в четверг. В 1676-1681 годах Рижская почта приходила в четверг или в пятницу. Значит, сроки ее доставки остались прежники. Однако уже в 1680-1681 годах газеты из Риги приходили в пятницу, субботу и даже в воскресение. После того как в 1681 году Рижская почта осталась единственной, положение дел ухудшилось. Вероятно, здесь пагубно сказалась еще и общая дезорганизация государственного аппарата во время стрелецкого восстания 1682 года. Во всяком случае, когда весной 1683 года на работу почты обратил внимание канцлер В. В. Голицын, она опаздывала на 4-5 дней. Только жесткие меры, принятые правительством в 1684 году позволили восстановить нормальную доставку корреспонденции, хотя "старыми", образцовыми сроками в Посольском приказе считали уже не 8-11, а 11-12 дней.
Обозначились и другие проблемы, связанные с адаптацией чужого изобретения к русской культуре. Неожиданное неприятие вызвал обычный почтовый рожок. Когда первая почта из Вильно пришла в Смоленск, местный воевода князь Репнин даже побоялся пропустить к Москве вместе с почтовой сумкой этот подозрительный предмет. Ямщикам рожок тоже пришелся не по вкусу. Они предпочитали оповещать о своем приближении к ямскому стану громким свистом. В петровское же время, когда почтарей стали насильно заставлять трубить в рожок, один из них отравился. Вероятно, рог воспринимался богобоязненными русскими людьми как атрибут нечистой силы.
Казенный интерес и частная выгода
Новый этап работы русской почты начинается после ее передачи Андрею Андреевичу Виниусу. Он был представителем второго поколения Виниусов, живших в России. Его отец Андрей Денисович Виниус перешел в православие, что означало принятие русского подданства. Сам Андрей Андреевич служил переводчиком в Посольском приказе. Теперь глава почты был не частным предпринимателем, а приказным служащим. Смена статуса руководителя почт была следующим этапом ее интеграции в аппарат государства. Другой шаг в этом направлении был сделан как бы случайно.
В мае 1688 года переводчик Гинтер сообщил Виниусу, что новгородский ямской приказчик Федор Шишкин заставляет ямщиков бить челом царю на почтмейстера, что им кроме сумок с письмами приходится возить бочки с рыбой, уксусом и целые возы мороженой рыбы. Виниус сразу же отписал в Посольский приказ, что де ямщики никаких посылок не возят. Случается, зимой им в сани кладут пуд-другой мороженой рыбы, а обычный их груз состоит из всяких припасов для царского обихода: лимонов, апельсинов, лекарств и вина. В Посольском приказе поняли, что до тех пор, пока почтари находятся в юридическом подчинении Ямского приказа, а фактически управляются почтмейстером, подобные склоки будут продолжаться. Ямщиков, которые возили почту, подчинили Виниусу, рассматривая его тем самым как государственного чиновника, а не как частного предпринимателя.
Несмотря на постепенное огосударствление почты, ее коммерческий характер все еще играл существенную роль. В частности, Виленская почтовая ветка была закрыта в соответствии с личными денежными интересами Виниуса целых четыре года. Он оплачивал большую часть почтовых расходов и забирал себе выручку от пересылки частной корреспонденции. В условиях спада деловой активности из-за чумной эпидемии 1680-1681 годов переписка между европейскими купцами сократилась, и предприниматель решил ликвидировать одну из двух почт.
К прекращению отправки писем через Вильно Виниуса подталкивал гданьский почтмейстер Вернер Штурм (бранденбургские почты), который конкурировал с виленским почтмейстером (польские почтовые линии). Вернер Штурм писал Виниусу: "А что господин Бисинг (виленский почтмейстер. - С. Ш.) тебе, господину докучал для привлечения к себе грамоток, амбурским и голландским жителям принадлежащих, чтоб их послать окружною дорогою через Варшаву и Бреславль, и о том смеюсь яко делу несбыточному". В челобитной о закрытии почты Виниус уверял, что перепиской торговых иноземцев "едва протори одной Рижской почты исполнить можно… а через Вильно посылать нечего…"5.
Ликвидация одной из двух почтовых веток противоречила интересам государства. В случае конфликта со Швецией Россия автоматически лишалась единственного канала, по которому поступала оперативная информация о политических событиях в Европе. То, что Посольский приказ пошел на этот шаг, можно объяснить лишь ориентацией Федора Алексеевича в последний год своего царствования на мирные отношения с соседями. Сыграло свою роль и влиятельное положение Виниуса в Посольском приказе.
После смерти царя Федора и начала регентства Софьи руководство внешней политикой России перешло в руки В. В. Голицына. Уже вскоре после подавления стрелецкого восстания, летом 1683 года Голицын попытался возобновить работу Виленской почты. Виниус очень резко выступил против этого предложения. В своей челобитной Андрей Андреевич фактически ставит ультиматум: "И впредь о Виленской почте и Рижской у меня ль быть по прежнему в отпуске и приеме и впредь зарубежным почтмайстерам деньги посылать ли? И о том чтоб мне учинен был великих государей указ".
Жесткая позиция Виниуса отдалила восстановление почтовой линии до Вильно на два года. Однако внешнеполитическая активность правительства Софьи постепенно возрастала. Возобновление Виленской почтовой линии в 1685 году стал предтечей заключения вечного мира с Польшей и Крымских походов Голицына. Необходимость содержания минимум двух почтовых линий между Россией и Европой стала очевидна уже при Петре I в связи с началом Северной войны.
"Куранты" в почтовом мешке
Что же все-таки перевозили первые русские почты? В челобитной о ликвидации Виленской почты Андрей Виниус сообщает сведения о ее работе за весь предыдущий период. На первое место он ставит переписку с резидентом Василием Тяпкиным, на второе - письма купцов-иноземцев, на третье - доставку курантов. В одном документе 1683 года почтмейстер подчеркивает, что "русские торговые люди для своих промыслов никогда за рубеж о своих торгах грамоток не писывали, и им то дело не нужно". Ситуация изменилась к началу следующего десятилетия. В 1692 году организуется новая почта, на Архангельск. В справке о работе Рижской и Виленской почт Виниус приводит более обширный список отправлений. Среди них - "немецкие" куранты, иноземческие грамотки (из-за рубежа), отписки и всяких чинов людей грамотки (из Пскова и Новгорода в Москву), грамоты государей, иноземцев и русских, всяких чинов и торговых людей грамотки (за границу). Если раньше почта обслуживала только нужды государства и иностранных купцов, то теперь она постепенно становилась органичной частью жизни русского общества.
Самой массовой группой почтовых отправлений были куранты (так в XVII веке называли в России иностранные газеты и их русские переводы). С учреждением почты газеты, которые начали присылаться регулярно, превратились в основной источник поступавших в Посольский приказ сведений о политических событиях6. Выпускавшиеся ближе всего от границ России кенигсбергские куранты оказывались в Посольском приказе через 21,5 (± 2) дня после своего выхода (данные за 1676 год)7. Статьи из европейской прессы для доклада царю и Думе отбирали переводчики Посольского приказа. В 1660-1690-х годах русские тексты включали около 20 процентов информации, содержавшейся в оригиналах8. Один экземпляр курантов предназначался царю, а другой - для доклада в Думе9. Максимально оперативно информация доходила до сведения правительства в ноябре 1677 года, когда из 7 пришедших почт 6 было зачитано царю и Думе на следующий день после прихода и одна - через день. Средние сроки были несколько больше. В марте - мае 1677 года в день прихода почты или на следующий день докладывалось около 30 процентов сообщений, 58,3 процента - в течение недели и только 11,7 процента в течение более длительного времени10.
Получаемая информация приносила России неоценимую пользу. Во-первых, русские дипломаты теперь четко представляли себе политическую ситуацию в Европе. Во-вторых, появилась возможность отслеживать сообщения о России в европейской прессе и оказывать давление на журналистов, "неправильно" интерпретирующих происходящие в Московском государстве события. В-третьих, сообщения курантов о распространении эпидемических заболеваний давали возможность вовремя установить карантин. В-четвертых, через куранты в Россию попадали важные экономические сведения, позволявшие отстаивать финансовые интересы государства11.
Работа почты была связана и с определенными издержками для русского государства. Европейские дипломаты использовали почту в шпионских целях. Агент австрийского правительства Плейр писал в тайном донесении в Вену: "Хотя и трудно доставлять известия из Москвы, но нельзя не заметить, что почт-директор Виниус иногда бывает так добр, что против обыкновения не распечатывает и не читает писем, если хорошенько попросить его об этом"12.
Современники отмечали и некоторые отрицательные последствия введения почты. Даже в 1701 году, когда русские торговцы уже начинали пользоваться почтой, И. Посошков предлагал ликвидировать это вредное учреждение, поскольку оно ставит в неравные позиции русских и европейских купцов.
Новым рубежом в истории русской почты стал 1701 год, когда Петр I лишил Андрея Виниуса всех занимаемых постов. Формально Андрей Андреевич еще в 1695 году передал место почтмейстера своему сыну Матвею, но царь в формальности вникать не стал. К этому времени почтовая служба превратилась из коммерческого предприятия, каким она была на момент своего создания, в органическую часть государственного аппарата. Окончательно данный процесс завершился уже в XVIII веке.
В Европе почты сразу же после своего появления стали обслуживать не только государственные потребности, но и нужды национальной экономики. В России дело обстояло иначе. Долгое время клиентами русской почтовой службы были государство и узкая прослойка иностранных купцов. Подобная ситуация объясняется тем, что в Москве почты появились не под влиянием внутренних потребностей, а в связи с внешнеполитическими проблемами, необходимостью повысить эффективность использования военных сил. Введение регулярной почты было одним из тех шагов, которые позволили России в начале XVIII века стать полноправным членом европейского концерна. Большие денежные затраты на содержание почтовой системы по европейскому образцу и наличие сложившейся системы ямской гоньбы привели к выработке ярких национальных особенностей отечественной почты. Тем не менее она долгие годы была для русского общества чужеродным элементом. Лишь со временем развитая почтовая система стала служить не только государственным интересам, но и частным потребностям простых людей.
- 1. Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М. 1982. С. 251; Он же. Реформы Ивана Грозного. М. 1960. С. 182, 458.
- 2. Вигилев А. Н. История отечественной почты. М. 1977. Ч. 1. С. 122.
- 3. Выдержки из документов, кроме мест, оговоренных особо, приведены по книге: Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры в Московском государстве. Варшава. 1913. Т. 1, 2.
- 4. РГАДА. Ф. 155. Оп. 1. 1679 г. Д. 5. Л. 83, 84.
- 5. РГАДА. Ф. 155. Оп. 1. 1680 г. Д. 4. Л. 177-181.
- 6. Кобзарева Е. И. Известия о событиях в Западной Европе в документах Посольского приказа XVII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 1988. С. 201.
- 7. РГАДА. Ф. 155. Оп. 1. 1676 г. Д. 1.
- 8. Кобзарева Е. И. Указ. соч. С. 105, 112-142.
- 9. РГАДА. Ф. 155. Оп. 1. 1676 г. Д. 8. Л. 1, 6.
- 10. РГАДА. Ф. 155. Оп. 1. 1677 г. Д. 7. Л.
- 11. РГАДА. Ф. 155. Оп. 1. 1680 г. Д. 4. Л. 106 об., 121-128, 187-198.
- 12. Кобзарева Е. И. Указ. соч. С. 218.
Впервые опубликовано в журнале "Родина" №12 2001 год. Иллюстрации подобраны редакцией сайта журнала "Родина".