09.10.2024 08:40
Культура

В ГМИИ им. Пушкина проходит выставка "Подруги. К юбилею Варвары Степановой"

Текст:  Екатерина Зайцева
130 лет назад - 9 октября 1894 года - родилась художница-авангардистка, дизайнер, модельер Варвара Федоровна Степанова. С ее именем связана одна из главных страниц истории конструктивизма в России, несмотря на это художница ни разу не была удостоена персональной выставки. Эту историческую несправедливость исправляет Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков с июля 2024 года открыта выставка под названием "Подруги. К юбилею Варвары Степановой".
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Выставка "Подруги. К юбилею Варвары Степановой" в в ГМИИ им. Пушкина

Варвара Федоровна - главная героиня экспозиции, но "правит балом" в выставочных залах она не одна, а в компании подруг: Ольги Розановой, Любови Поповой и Александры Экстер. Их судьбы и их творчество особенно тесно пересекались в 1910-1930-х годах. На выставке также представлены работы скульптора-монументалиста Веры Мухиной, в непривычном для неискушенного зрителя амплуа дизайнера одежды; модельера Надежды Ламановой; кинорежиссера, сценариста, киномонтажера Эсфири Шуб; графика и дизайнера Анастасии Ахтырко; книжных художников Ольги и Галины Чичаговых; фотографа Елизаветы Игнатович. Всех их связывали приятельские отношения, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности.

Тем не менее, Степанова была выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Будучи женой и единомышленницей известного скульптора, графика, плакатиста Александра Родченко, она в какой-то степени оказалась "заложницей" этого авангардистского союза. А ее самостоятельному творчеству не было уделено должного внимания, хотя ВАРСТ (а именно под этим псевдонимом работала и выставлялась Варвара Степанова) была ничуть не меньшим новатором русского авангарда, чем сам Родченко.

Одним из основных ориентиров для кураторов выставки сегодняшней стала выставка, состоявшаяся больше века назад - осенью 1921-го года. Называлась она "5 × 5 = 25". В ней принимало участие пять художников: Александра Экстер, Любовь Попова, Александр Родченко, Варвара Степанова и Александр Веснин. Каждый из них вручную изготовил по пять экземпляров авторского каталога, отличавшихся друг от друга обложками и оригинальными иллюстрациями.

Афиша выставки "5 × 5 = 25". / Екатерина Зайцева

Выставка показала эволюцию молодых художников, отказавшихся от традиционных форм живописи и графики и обратившихся к дизайну, созданию рисунков для текстиля и моделей одежды, эскизам интерьеров и полиграфическим работам. "5×5=25" стала своеобразным манифестом конструктивизма.

Афишей выставки "Подруги…" была выбрана работа Варвары Степановой 1919 года с изображением шести условных человеческих фигур. На полотне они, как будто не случайно, выступают сплоченно, единой шеренгой. Это же произведение, а также автопортрет Степановой не только открывают саму экспозицию, но и задают ее общий тон, настроение, атмосферу. Готовят зрителя к тому, что он увидит дальше. А дальше будет ярко-"геометрично", разнообразно, экспрессивно, революционно.

В следующем зале - живописные и графические работы Варвары Степановой, Ольги Розановой и Александры Экстер. В витринах разместились листы из записных книжек и учебных альбомов, абстрактные конструкции из цветных линий и базовых геометрических элементов, а также каталог и афиша той самой "5×5=25".

Третий зал посвящен театральной деятельности авангардисток. Варвара Степанова придумала костюмы для спектакля Всеволода Мейерхольда по пьесе Александра Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина". Костюмы из геометрических элементов, которые сочетались по цветовым контрастам. И, когда актеры двигались по сцене, их одежда создавала цветовой ритм, придавала действию дополнительную эмоциональную нагрузку.

Любовь Попову Мейерхольд пригласил работать над пьесой Фернана Кромерлинка "Великодушный рогоносец". Вместо традиционных декораций художница придумала нечто совершенно новое - специальную конструкцию. Это был подвижный деревянный станок в виде мельницы. В итоге, площадки, лестницы, вращающиеся двери и колеса дали актерам свободу действий. Со сценографии Поповой началась история театрального конструктивизма в России.

Александра Экстер придумала эскизы костюмов для одного из первых советских научно-фантастических фильмов, экранизации романа Алексея Толстого - "Аэлита". Созданные в эстетике ар-деко силуэты моделей изящнее, а общий их вид более декоративен, чем лаконичная геометрия форм в театральных костюмах Степановой и Поповой. И все равно инопланетные образы Экстер - это воплощение эстетики авангарда XX века в черно-белом кино. Во процессе создания моделей костюмов она использовала нестандартные материалы (картон, пластик, металл) и необычные формы. На представленных на выставке эскизах можно рассмотреть волнообразные детали, юбки-спирали, шапки-коробки, прямоугольные туники.

Как русский авангард произвел фурор в Европе 1920-х годов

Но все же главным украшением выставки, ее "фишкой", тем, ради чего однозначно надо посетить "Подруг…" стали реконструкции повседневной одежды, специально созданные для экспозиции Ксенией Смолкиной, Ириной Кузнецовой, Еленой Шипиловой и другими талантливыми современными модельерами по эскизам авангардисток и историческим фотографиям. Эти облаченные в наряды манекены делают выставку объемной, добавляют ей утилитарности. А современные модницы могут в очередной раз отметить цикличность трендов и подивиться актуальности моделей столетней давности.

"Наш конструктивизм - это образ мыслей", - утверждали героини сегодняшней выставки. И поэтому все они прошли путь от чистого искусства до искусства производственного, отдав предпочтение последнему.

В начале XX века главным орнаментом советской текстильной продукции все еще оставался растительный. Но новое время требовало новых орнаментальных находок. С таким запросом Московская ситценабивная фабрика обращалась ко многими известным в то время художникам - Павлу Кузнецову, Аристарху Лентулову, Александру Родченко. Все, что они делали, было красиво и ново, но технически не реализуемо. Варвара Степанова и Любовь Попова решили действовать от обратного и сначала изучили как раз техническую сторону дела.

Варвара Степанова. Рисунки для тканей и эскиз платья. 1920-е. / Екатерина Зайцева.

В итоге, художницы предложили печатать на тканях простейшие геометрические мотивы с оптическим эффектом. Эти ткани произвели фурор: яркие, геометричные, объемные. Это был настоящий прорыв в дизайне одежды для массового потребителя. "Никогда еще не испытывала я такого удовлетворения, как при виде деревенской бабы, покупающей себе на платье кусок моей материи", - вспоминала Любовь Попова. Рисункам для ткани, эскизам, оригинальным отрезам и изделиям-реконструкциям Поповой и Степановой выделен на выставке отдельный зал.

Экспериментировали художницы и в области книжной графики. Ей посвящен предпоследний зал экспозиции. Пример удачного творческого тандема иллюстратора Ольги Розановой и изобретателя заумного языка, поэта-футуриста Алексея Крученых - альбом "Тэ ли лэ". Художница отвечала за композицию, разработку шрифтов, выбор бумаги и символистские рисунки. Розанова вообще много работала с произведениями Крученых. Она также оформила для него рукописную книгу "Утиное гнездышко дурных слов": создала иллюстрации, шрифты и макет издания. Причем каждый из 500 экземпляров книги Ольга Розанова оформляла вручную.

Наиболее ярко полиграфический талант Варвары Степановой проявился в работе над журналами "Советское кино", "Современная архитектура" и "СССР на стройке". Она умела точно подобрать запоминающийся образ для обложки, расставить акценты с помощью заголовков, шрифтов и фотомонтажа. Степанова стояла у истоков целой школы печатной графики. Ее идеи нашли отражение в творчестве Эсфири Шуб. Она первой начала создавать кинокартины, полностью основанные на исторической хронике. Фильмом ее авторства и заканчивается выставка.

Проект "Подруги. К юбилею Варвары Степановой" получился очень ярким, разнообразным, запоминающимся. Предметы для него взяты не только из коллекции Пушкинского музея, но и из Государственной Третьяковской галереи, Российской государственной библиотеки им. Ленина, региональных музеев и частных коллекций.

Варвара Степанова и ее прекрасные единомышленницы, на самом деле, совершили не одну революцию, а множество. Каждая - в своей области: театральная сценография, дизайн и мода, книжная графика, фото- и киномонтаж. Приходите и убедитесь в этом сами.

Выставка по адресу ул. Волхонка, 14, стр. 6 открыта до 20 октября 2024 года.

Музеи и памятники История Новости Коллекции Легенды