14.10.2024 08:45
"Родина"

"Не боялся быть некрасивым": 90 лет со дня рождения артиста Михаила Козакова

Текст:  Виктория Чернышева
14 октября 1934 года родился народный артист РСФСР, великолепный и любимый многими поколениями актер, режиссер, сценарист, писатель Михаил Козаков. "Мой спонсор - это то, что мне отпустил Господь Бог, мой инвестор - это мое трудолюбие, мои премии - это зрители, которые покупают билет", - говорил в интервью артист.
Михаил Козаков. / tvcenter.ru
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Мальчик из хорошей семьи

Михаил Козаков родился в Ленинграде. По семейному преданию, к его бабушке по папиной линии посватался студент по фамилии Рабинович, у которого совершенно не было денег. Родители девушки молодому человеку отказали. А через много лет бедный студент Соломон Рабинович стал известен как писатель Шолом-Алейхем. Сам Козаков отнесся к этому философски: "Если бы они не отказали великому писателю, не было бы вашего покорного слуги".

Папа будущего артиста был писателем (по одной из версий сына назвали в честь него, по другой - в честь популярного тогда Михаила Зощенко). Мама Зоя Гацкевич (ее девичья фамилия) работала редактором в газете "Петроградская правда" и других издательствах, а также Литературном фонде ленинградского отделения Союза писателей. Она происходила из дворянской семьи: в 1937 году ее, вместе с бабушкой будущего артиста, арестовали. После того как посадивший ее глава НКВД Ежов впал в немилость, маму Козакова отпустили, но в 1948-м забрали снова - из-за доноса о якобы имеющихся финансовых нарушениях в Литфонде. Но она снова вышла на свободу.

"Мои родители - они мне очень много дали. Сами, может быть, того не понимая", - говорил впоследствии артист. Козаковы жили в писательском доме на канале Грибоедова. У них в гостях бывали Корней Чуковский, Михаил Зощенко, Анна Ахматова, Евгений Шварц, Борис Пастернак, Дмитрий Шостакович. Впоследствии Михаил Михайлович дружил с ученым Борисом Самойловым, Булатом Окуджавой, Иосифом Бродским, которые, как он говорил, сформировали его мировоззрение.

/ libmir.com

Во время войны маленького Михаила, вместе с воспитанниками интерната Ленинградского отделения Союза писателей, эвакуировали в деревню Черная Молотовской области (ныне - Пермский край). Там он впервые вышел на сцену - читал стихи про войну.

После Козакова снова привезли в город на Неве. Его отправили учиться в школу с углубленным изучением немецкого языка. Михаил обучался художественному слову в студии при Ленинградском дворце пионеров, ходил в секцию фехтования и танцевальный кружок.

В 1945 году родители отдали мальчика в Ленинградское хореографическое училище. Этому сильно поспособствовали Галина Уланова и Юрий Завадский, которые также бывали у Козаковых. Будущий артист вспоминал, что его поразила гордая осанка и изящество знаменитой примы. А еще он был влюблен в девушку из училища, поэтому решил постараться быть к ней ближе. Но первая любовь прошла, как и увлечение хореографией: через год Козаков из училища ушел.

"Внебрачный сын Шарля де Голля"

После школы молодой человек хотел поступить в Ленинградский театральный институт. Но летом 1952 года Козаков увидел спектакли гастролирующего в северной столице МХАТа. Он понял, что хочет учиться именно там. Хореографический опыт, вкупе с врожденными артистизмом и аристократизмом, помогли Михаилу поступить в 1952 году в Школу-студию МХАТ. Конкурс тогда был огромным - 75 человек на место. Козаков учился на курсе Иосифа Раевского и Павла Массальского вместе с Олегом Басилашвили, Евгением Евстигнеевым, Павлом Луспекаевым. Молодой человек подружился с Олегом Ефремовым, который тогда преподавал в Школе-студии МХАТ.

"Студентами мы старались походить на своих мастеров и, сколько могли, подражали им даже в одежде. Надевали галстуки и в тон к ним подбирали платок, выглядывающий из наружного кармана пиджака. Чайка на лацкане. До блеска начищенная обувь. Конечно, все было дешевенькое, но общий рисунок соответствовал виду наших респектабельных учителей", - вспоминал Козаков.

/ Мосфильм-инфо

Будучи пятикурсником, в 1956 году он снялся в своем первом фильме - это была картина Михаила Ромма "Убийство на улице Данте", в которой рассказывалось о Франции времен Второй мировой войны. В кино он попал благодаря Галине Волчек: ее папа был оператором в фильме. Ему показали фото Козакова с сигарой в зубах. В итоге актера утвердили на роль злодея.

Михаил так убедительно сыграл героя, что про него начали ходить слухи, что он - "обрусевший француз, любовник Брижит Бардо, внебрачный сын Шарля де Голля". А потом - "итальянец, с подлинной фамилией не Козаков, а Казанов".

После учебы режиссер Николай Охлопков пригласил Козакова в театр имени В. Маяковского играть Гамлета. Актеру тогда было 22 года. Молодого актера звали в МХАТ, но он выбрал шекспировского героя. Дебют получился очень успешным. Кинокритик Майя Туровская писала в журнале "Театр" (1957 год):

"В его почти мальчишеской угловатой фигуре, в смятенной, взвихренной пластике его движений, напоминающей полотна Эль Греко, чувствуется нервная сила, которая больше его физических сил... Молодой актер хочет понять Гамлета с такой же ненасытной жадностью, с какой его Гамлет хочет познать мир".

Козаков сыграл Гамлета безупречно: вместе с театром имени В. Маяковского актера отправили на гастроли по Советскому Союзу. А позже он попал за границу: монолог Гамлета Михаил прочитал на Шекспировском фестивале в Канаде.

Перевоплощался мастерски

Тогда Олег Ефремов позвал Козакова в театр "Современник". Козаков перешел туда спустя два года и прослужил 11 лет. Он называл годы, проведенные в "Современнике", "счастливейшими в жизни". Каждая роль была звездной. В постановке пьесы Евгения Шварца "Голый король" Козаков играл Камергера. Театровед Элеонора Тадэ писала: "Его никто не узнавал на сцене: ни поклонники, ни скептики. Зрители, раскрыв программку, тщетно старались угадать в рыжем угловатом детине, беспрестанно воюющем с гувернантками, знакомые черты популярного актера".

/ lenfilm.ru

Михаил Козаков перевоплотился в Сирано де Бержерака в постановке по Эдмону Ростану, Петра Адуева в спектакле Галины Волчек по роману Ивана Гончарова "Обыкновенная история" (актеру дали Государственную премию СССР). Эту постановку не раз показывали за рубежом: в ГДР, Польше, Финляндии.

В 1970 году, вместе с Олегом Ефремовым, Козаков ушел в МХАТ. Он продолжал блистать на сцене: играл лорда Горинга в постановке "Идеальный муж", Гусева - в спектакле "Валентин и Валентина".

Спустя два года актер попробовал сам поставить пьесу Леонида Зорина "Медная бабушка". На главную роль - Александра Пушкина - он пригласил Ролана Быкова. Литературоведам созданный образ понравился, но члены худсовета МХАТа утверждать Быкова на роль поэта отказались.

Позже Козаков писал: "Мхатовские старейшины... понятия не имели, какого уровня пушкинисты пришли смотреть прогон... Наивно-бессильными оказались все попытки пушкинистов доказать совету старейшин, что пьеса Зорина, может быть, лучшая пьеса о Пушкине... а Ролан Быков - это находка для театра... что, в конце концов, он просто-напросто очень похож на своего героя и может неплохо сыграть". В итоге "Медную бабушку" запретила министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Ролан Быков отзывался о Михаиле Козакове так: "Он по-настоящему интеллигентный человек... Сегодня интеллигентность актера - это миссия, творческая позиция, позиция антимещанская, позиция художника и гражданина. Интеллигентность - это прежде всего широта взглядов. Очень может быть, что она несколько ограничивает профессиональные возможности актера, сужает круг его действий, но это его назначение, его призвание. Именно из-за своей очень четкой творческой позиции в жизни и искусстве Козаков, играя даже самые характерные и эксцентрические роли, не может полностью перевоплотиться, то есть стать этим определенным человеком, которого играет, чувствовать, как он, мыслить, совершать поступки - иными словами, влезть в его кожу. Он все-таки всегда немножечко выше этого образа".

Михаил Козаков ушел в Московский драматический театр на Малой Бронной. Он сыграл Дона Жуана, Кочкарева в "Женитьбе", поставил в качестве режиссера пьесу Леонида Зорина "Покровские ворота" и "Душа поэта" Юджина О"Нила.

"На мой взгляд, есть два Козаковых. Первый, к сожалению, более известный: молодой, красивый, преуспевающий, иронизирующий, легко шагающий по жизни. Я его почти не приемлю, потому что при самых прекрасных выигрышных внешних данных совершенно не чувствую "нутра", его духовной жизни. И есть второй Козаков, достаточно немолодой, много познавший, повидавший, принадлежащий искусству, актер яркой своеобразной индивидуальности. Конечно, эти самобытные и неповторимые черты его таланта проявлялись и в прошлых его работах, наиболее значительных и серьезных, - и в кино, в театре, и на телевидении.

Но по-настоящему Козаков становится самим собой и попадает на свою индивидуальность, когда играет драматические, серьезные роли, позволяющие заглянуть в душу человека, дающие простор размышлениям, рождающие неожиданные и злободневные ассоциации. Этот Козаков беспощадно жесток к себе, он не боится быть на сцене некрасивым, не стесняется своей лысой головы, ему не надо рядиться в красивые пестрые одежды, потому что он уже обладает самым большим богатством - щедростью души и великолепным мастерством", - писал об актере режиссер Анатолий Эфрос.

/ lenfilm.ru

Любовь с кино

Параллельно развивалась кинокарьера Козакова. После "Убийства на улице Данте", его взяли в картину "Хождение по мукам" (он снимался в версии 1958 и в 1974 года - сначала исполнил роль поручика Оноли, а затем - поэта Бессонова), затем были фильмы "Восемнадцатый год", "Вдали от Родины" и "Человек-амфибия", где актер сыграл Педро Зуриту - главного отрицательного персонажа.

В 1971 году Михаил Козаков исполнил роль помощника губернатора Джека Бердена в фильме "Вся королевская рать" по роману американского писателя Пена Уоррена.

"Какое счастье, - думал я, - сыграть Джека Вердена". И когда через год раздался звонок со студии "Беларусьфильм" с предложением сыграть роль Джека, я, не спрашивая, какой сценарий, кто режиссер, какие условия съемок, сразу дал согласие. Я знал - это была моя роль", - вспоминал актер.

Именно Козаков предложил пригласить на роль губернатора Вилли Старка Георгия Жженова - по его словам, работа во "Всей королевской рати" была одной из его любимых.

После была звездная роль отставного полковника, ловеласа Френсиса Чеснея в комедии 1975 года "Здравствуйте, я ваша тетя!". Этого героя мог сыграть Зиновий Гердт, но он не смог приехать на пробы. Слова героя Козакова "Я - старый солдат, и не знаю слов любви" стали нарицательными.

Режиссер-постановщик Михаил Козаков во время съемок художественного фильма "Покровские ворота" на киностудии "Мосфильм". / Николай Малышев/Фотохроника ТАСС

В 1978 году Михаил Козаков сам снял телефильм "Безымянная звезда" по одноименной пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна. Актер хотел ее экранизировать еще в 1960-х, как телеспектакль с Олегом Далем и Анастасией Вертинской. Однако тогда произведение попало под цензуру. Козаков сам сыграл одну из главных ролей - циника Грига, также он снял в фильме Вертинскую, Игоря Костолевского, Светлану Крючкову.

В 1983 году на ТВ вышли культовые "Покровские ворота", которые Козаков снял по одноименной комедийной пьесе Леонида Зорина. У фильма была сложная история. Михаил Козаков не хотел играть Дзержинского в фильме "Государственная граница" (его утвердили без кинопроб, из-за внешней похожести на главу ЧК). Актер должен был сделать выбор - или сыграть революционера, или отказаться от "Покровских ворот". Козаков был вынужден согласиться.

Режиссер закончил работу над двухсерийным фильмом в 1982 году, однако картину не выпускали на экраны год - вносили изменения в эпизоды, где "искажался образ советского гражданина". "Покровские ворота" вышли на экраны в феврале 1983 года.

В 80-е годы у Козакова-режиссера было еще несколько блистательных работ, в числе которых - "Визит дамы" по пьесе швейцарца Фридриха Дюрренматта, где главную роль сыграла Екатерина Васильева.

В 1991 году актеру предложили работу в Израиле, куда он уехал вместе с семьей. Спустя пять лет он вернулся и создал свою "Русскую антрепризу Михаила Козакова". Он активно гастролировал, пока в 2010 году у него не диагностировали неоперабельный рак легких. Спустя год Михаил Козаков скончался. Его похоронили в Москве, на Введенском кладбище.

Актер Михаил Казаков - фото
Судьбы