Одна из главных реликвий Музея Москвы - кольцо с бриллиантом, изготовленное к 300-летию дома Романовых. Его сделал серебряных дел мастер А.Тобинков, который сотрудничал со знаменитой фирмой "Никольс и Плинке" из Санкт-Петербурга. На перстень нанесены даты 1613-1913, двуглавый орел украшен бриллиантами. Кольцо долгое время было за пределами России: в 1954 году его от имени жителей Манчестера передали Москве во время спортивных состязаний.
Еще один раритет - именной жетон Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года, изготовленный из золота и эмали. Им владел московский купец Николай Маттейсен. Такие памятные жетоны, на которых был изображен павильон с надписью "Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882", делали для ее организаторов и участников. Их изготавливали только при предъявлении соответствующих удостоверений.
Рисунок для жетона нарисовал архитектор Императорской академии художеств Николай Набоков. Памятный знак сделали в фирме именитого ювелира Ивана Хлебникова.
В числе экспонатов Музея Москвы есть "Арабский цветок" - золотая филигранная нашивка XIV века в виде лотоса. Это украшение обнаружили во время раскопок Тушкова Городка. Такими деталями казанские татары в XIII-XIV веках оформляли воротники, пояса и нагрудную часть одежды.
На Руси подобные элементы вошли в обиход благодаря торговым связям. Например, похожее на "Арабский цветок" украшение было на шапке Мономаха.
В коллекции Музея Москвы есть ценные денежные знаки: монета 1610 года, отчеканенная на Кремлевском денежном дворе во время правления Василия Шуйского; выпущенный в 1545 году в Линце, при Фердинанде I, дукат. Также здесь хранится памятная медаль к 100-летию учреждения Комитета министров - она была изготовлена при императоре Николае II.
Драгоценности, которые хранятся в музеях МосквыГосударственный музей А.С. Пушкина
Один из ценнейших артефактов музея - шашка, которая принадлежала старшему сыну Александра Пушкина. Александр Александрович служил в армии 30 лет, участвовал в боях за освобождение Болгарии, вышел в отставку в чине генерала. Шашка имеет стальной клинок, серебряный эфес с растительным орнаментом, деревянные ножны, обтянутые черной кожей. Раритет в 1991 году музею передала американская праправнучка поэта Вера Оверолл.
Еще одна драгоценность, принадлежавшая членам знаменитого семейства - серьги из дутого золота Натальи Пушкиной (Ланской). Изящное украшение выполнено в виде изогнутого стебля, к которому прикреплен лист с мелкими бриллиантами и рубинами. Серьги были изготовлены в 1850-х годах европейскими мастерами. Наталья Николаевна подарила их своей невестке Марии Гончаровой, в девичестве Мещерской, В конце 1987 года Советский фонд культуры приобрел этот раритет и передал в музей.
Усадьба Кусково
Декоративные часы в виде коронованного двуглавого орла, по мнению исследователей, были подарены графу Борису Шереметеву императором Священной Римской империи германской нации Леопольдом I. Такие предметы служили дипломатическими подарками и знаками особой монаршей милости.
"Коломенское"
В Столовой палате - парадном зале дворца царя Алексея Михайловича - есть витрина с посольскими дарами. Это драгоценные блюда, подносы, кубки, которые изготовили западными ювелирами второй половины XVII века. В их числе есть привезенное из Баварии серебряное блюдо 1670-1675 годов. Оно украшено орнаментом со связками плодов, гроздьями ягод и птицами, а также пейзажем с развалинами замка. Такие блюда вешали на стены дворцов.
"Царицыно"
В числе экспонатов музея - брошь-камея с портретом Екатерины II в образе римской богини Минервы. Ее сделала Великая княгиня Мария Федоровна, урожденная София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Вюртембергская. Она была талантливым мастером - вытачивала на токарном станке изделия из янтаря или слоновой кости, занималась гравировкой по металлу, резьбой по камню и стеклу. Камея изготовлена к 60-летию императрицы.
Знаковый артефакт - лорнет, над которым работал главный мастер фирмы Карла Фаберже Генрих Вигстрем. Изделие датировано 1908-1917 годами - золотым веком русского ювелирного искусства. Прямых аналогов у лорнета в других коллекциях нет. Его футляр украшен сапфиром-кабошоном и рельефным изображением орла. Внутри - механизм, который фиксирует сложенные стекла окуляров.
Лорнет декорирован устричной (опаловой) эмалью - разработкой мастерской Фаберже, а также кистевой росписью в виде веток лавра. Этот предмет ценен тем, что сохранился в оригинальном футляре мастерской с ее печатью.