Паскаль Котт провел три года, используя технологию отраженного света, чтобы изучить "Даму с горностаем", пишет газета The Guardian. Считалось, что картина великого художника всегда включала животное. Но Котт доказал, что Леонардо написал один портрет без горностая и два - с альтернативными его версиями, сначала с серым, а потом с белым.
На картине изображена Чечилия Галлерани, молодая женщина миланского двора, которая была любовницей Людовико Сфорца, герцога Миланского. Герцог был главным покровителем Леонардо в течение 18 лет, которые он провел в итальянском городе. У герцога было прозвище "белый горностай", потому что этот зверек - его геральдическое животное.
И поэтому искусствоведы были уверены, что на руках Чечилии был именно этот горностай. Однако Паскаль Котт доказал обратное. Ученый, соучредитель Lumiere Technology в Париже, разработал технику, называемую методом усиления слоя. Она работает путем проецирования серии интенсивных огней на работу, в то время как камера измеряет отражения. Полученная информация позволяет анализировать и реконструировать то, что произошло между слоями краски, используемыми на холсте. Техника словно очищает картину, удаляя поверхность, чтобы увидеть, что происходит внутри и за различными слоями краски.
Исследования французского ученого показали, что Да Винчи постоянно что-то менял - то удалял, то добавлял. И так он поступал в процессе всего времени работы над картиной.
Картина "Дама с горностаем" принадлежит Фонду Чарторыйских. Обычно она выставляется в Национальном музее в Кракове, но постоянное ее место - в соседнем замке Вавель, пока музей находится на реконструкции.
Выставка Леонардо да Винчи в Париже к его 500-летию