19.10.2024 08:00
"Родина"

"Портрет великого князя Константина Николаевича" - загадка двух художников Тюриных

Текст:  Александр Тюрин (Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан)
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Уходит время, уходят художники, а созданные ими произведения продолжают жить, обретая свою судьбу.

В 2024 году мир искусства отметит 200 лет со дня рождения и 120-летнюю годовщину смерти известного русского портретиста XIX века Ивана Алексеевича Тюрина. Вокруг его имени существует несколько загадок. До нашего времени дошло немалое количество созданных им произведений, многие из которых по-прежнему вызывают вопросы у музейных сотрудников и специалистов на предмет авторства. Хотя Иван Алексеевич к вопросу авторской подписи относился весьма педантично - очень аккуратно ставил свои автографы на лицевой стороне каждого созданного произведения. Только вот время беспощадно и в некоторых случаях уничтожало эти "улики" полностью или частично.

Как известно в XIX веке, в один и тот же период времени, существовало два художника по фамилии Тюрин, это Иван Алексеевич Тюрин (1824 - 1904 (1905)) и Платон Семенович Тюрин (1816 - 1882). Оба, мало того, что были портретистами, оба академики Императорской Академии художеств, еще и учились у одного и того же мастера - Алексея Тарасовича Маркова (1802-1878).

В начале творческого пути подписи двух авторов Тюриных мало чем отличались друг от друга - оба писали либо фамилию, либо фамилию с первой буквой имени, а буквы П и И в начертании немного схожи. В дальнейшем, осознав что работы художников путают, оба мастера изменили манеру написания инициала впереди фамилии. В статье описывается процесс исследования и атрибуции авторства произведения - "Портрет великого князя Константина Николаевича", ставшая одной из "жертв" коллизии с подписями художников Тюриных.

Необходимо напомнить читателям, какой известной в истории личности посвящен этот замечательный портрет.

Великий князь Константин Николаевич (09.09.1827 г., г. Санкт-Петербург - 13.01.1892 г., г. Павловск, близ Санкт-Петербурга) - генерал-адмирал, пятый ребёнок и второй сын российского императора Николая I и Александры Фёдоровны. Младший брат императора Александра II.

Одна из самых ярких и противоречивых личностей Дома Романовых. Отец решил, что Константин должен сделать карьеру военного моряка и с пяти лет поручил его воспитание выдающемуся моряку и учёному - адмиралу Фёдору Петровичу Литке. С 1831 года - шеф лейб-гвардии Финляндского полка. В 1846 году произведён в капитаны первого ранга. В 1848 году зачислен в Свиту Его Величества. В 1848 году произведён в контр-адмиралы. В 1849 году участвовал в Венгерском походе. В 1850 году стал членом Государственного совета. В 1853 году вступил в управление морским министерством. Произведён в вице-адмиралы. Во время Крымской войны Константин Николаевич принимал участие в защите Кронштадта от нападения англо-французского флота. С 1855 года - адмирал, управляющий флотом и морским ведомством на правах министра. Придерживался либеральных ценностей, в 1857 году был избран председателем комитета по освобождению крестьян. С 1860 года - председательствовал в Адмиралтейств-совете. Наместник Царства Польского с (1862 - 1863 гг.) В 1865 году назначен Председателем Государственного совета. По инициативе Константина Николаевича была продана Американская часть Российской империи. Именно он предложил Александру II (своему старшему брату) избавиться от Аляски.

Почему Россия согласилась уступить США Аляску

Скончался 13 (25) января 1892 году в г. Павловск. Захоронен в родовой усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Необходимо выразить слова уважения и благодарности профессионалу высокого уровня Мире Евсеевне Даен, за предоставленные немногочисленные, но ценные материалы о творчестве академика Императорской Академии художеств И.А. Тюрине. Благодаря этому открылись многие важные детали, которые позволили обратить внимание на некоторые особенности творческого метода Тюрина Ивана Алексеевича.

Так при исследовании работы "Портрет великого князя Константина Николаевича" Мира Евсеевна Даен не решилась до конца подтвердить атрибуцию авторства произведения по причине наполовину разрушенной подписи автора. Нелегкая судьба была уготована этому произведению. До 1917 года портрет находился в одном из залов Павловского дворца царской резиденции. После революции был передан на хранение в Государственный музейный фонд. С 1940 года находился в собрании бывшего Чечено-Ингушского музея им. П.З. Захарова. Но и здесь судьбу произведения настигла горькая участь в период 1-й Чеченской войны 1995 года. Еле уцелевший портрет был восстановлен реставратором А.Л. Столяровым и передан в дворцово-парковый ансамбль в Стрельне под Санкт-Петербургом, принадлежавший до 1917 года российской императорской фамилии. На сегодняшний день это Государственный комплекс - "Дворец конгрессов", Константиновский дворец.

По результатам исследований произведения Мира Евсеевна сделала следующее заключение: "…Портрет был приписан И.А. Тюрину. Однако он по исполнению и качеству письма значительно выше портретов Ивана Тюрина. Манера письма и стилистические признаки позволяют его отнести к произведениям Платона Тюрина…".

С момента первого исследования портрета великого князя Мирой Евсеевной прошло много времени. За этот период нам удалось собрать не малое количество информации об особенностях творческих подходов и применяемых методов Тюриным Иваном Алексеевичем в своем творчестве. Были выявлены новые факты, опираясь на которые можно с большой долей вероятности установить авторство живописного портрета.

Одной из таких особенностей является качество исполнения произведений, в соответствии с которым произведения Ивана Алексеевича можно поделить на три категории. В первую группу включить портреты императоров и членов их семейств. Во вторую группу определить портреты генералов, адмиралов, министров, губернаторов, представителей знатных фамилий. Третью группу можно составить из портретов представителей иных зажиточных слоев общества и их семейств - золотопромышленников, фабрикантов и купечества. Таким образом выяснилось, что качество исполнения портретов зависело от материального положения заказчика и, естественно, от соответствующего размера гонорара. Впрочем, с таким фактом в истории живописи мы сталкиваемся не впервые. Одним из ярких примеров этому может послужить творчество всемирно известного испанского живописца Эль Греко. Некоторые произведения которого, к примеру, его картина "Апостолы Петр и Павел", аналог которой можно неоднократно встретить в разных местах, разного качества исполнения, что объясняется уровнем платежеспособности заказчика.

Качество исполнения, другая степень "живописной культуры" - один из признаков, позволяющих нам выделить портреты императоров и членов их семейств в отдельную категорию.

Мира Евсеевна убеждена в том, что Платон Тюрин выполнял заказы подобного плана. К примеру, один из документов свидетельствует, что в 1856 году, по рекомендации вице-президента Императорской Академии художеств графа Ф.П. Толстого Тюрин исполнил поясной портрет императора Александра II во флотском адмиральском мундире для Штаба главного командира Кронштадтского военного порта, за который получил денежное вознаграждение - особую благодарность от начальника Штаба Свиты Его Императорского Величества, контр-адмирала К.И. Истомина. О чем свидетельствует "Выписка из журнала правления АХ за 1856 год" в которой говорится:

"Милостивый государь граф Фёдор Петрович. Получил портрет Государя императора, сделанный по поручению Вашего сиятельства художником Тюриным для Штаба главного командира. Я спешу благодарить Ваше сиятельство за принятый вами труд по заказу портрета и выбору художника и вместе с тем покорнейше просить передать господину Тюрину искреннюю мою признательность за прекрасное и вполне удовлетворительное исполнение портрета. С совершенным почтением и преданностью Вашего сиятельства Ваш покорнейший слуга К. Истомин. 17 ноября 1856 года".

"…К сожалению, подпись на портрете наполовину разрушена и до конца не позволяет подтвердить нашу атрибуцию…", - таким заключением Мира Евсеевна завершает в своей монографии тему исследования произведения Тюрина "Портрет великого князя Константина Николаевича".

Это дает нам право вновь вернуться к теме атрибуции этого портрета, к тому же благодаря многолетним исследованиям и собранным материалам о жизни и творчестве Тюрина Ивана Алексеевича, возможно, нам все же удастся установить точное имя создателя.

Здесь уместно будет опять напомнить, что после 1917 года и вплоть до XXI века по идеологическим соображениям советской власти имя Ивана Алексеевича Тюрина не упоминалось ни в одном из официальных источников. Полностью отсутствовали какие-либо сведения о его жизни и творчестве. Это во многом затрудняло, а в некоторых случаях просто вводило в заблуждение М.Е. Даен, усложняя процесс исследования творчества Платона Семеновича Тюрина. Более того, и по сей день в некоторых музейных собраниях произведения этих двух авторов не находят точного имени своего создателя.

Действительно, история умеет хранить тайны, порой вводя в заблуждение даже самых опытных исследователей. В процессе изучения творчества Тюрина Ивана Алексеевича особо обращает на себя внимание исполненная им в разные годы галерея портретов царственных особ, количество которых превышает десяток и это только те произведения, которые удалось найти в процессе поиска. Сколько их было написано художником для украшения царских резиденций, остается по-прежнему загадкой. Многое здесь так и останется исторической тайной, которая время от времени раскрывает свои секреты, делая сюрпризы. За последние годы произведения Тюрина Ивана Алексеевича стали появляться на торгах известных Аукционных домов Европы, Америки и др.

Иван Алексеевич входил в число художников, которые получали заказы на исполнение портретов представителей царской фамилии. На протяжении всей своей творческой деятельности он периодически исполнял портреты членов Императорской семьи, чему не найдено подтверждений в творческой биографии Тюрина Платона Семеновича.

Пожалуй, это принципиально важный аргумент, на который необходимо обратить внимание при определении имени создателя портрета великого князя Константина Николаевича, который был одним из самых ярких представителей Дома Романовых.

Обращая внимание на качество исполнения портретов членов Императорской фамилии, трудно не согласиться с мнением Миры Евсеевны, они действительно по качеству исполнения на порядок выше портретов, исполненных художником по заказу иных сословий. Все это вполне оправдано, учитывая положение изображенных персонажей в обществе, что повышает ответственность мастера перед соответствующим заказчиком.

Исследуемый портрет великого князя Константина Николаевича по-своему художественному замыслу и технико-технологическому качеству исполнения напоминает работу Ивана Алексеевича - "Портрет Н.К. Краббе", созданный художником в 1874 году.

И.А. Тюрин. Портрет Н.К. Краббе.

Для более тщательного сравнения попробуем эти две работы поставить рядом, при этом для более удобного исследования портрет адмирала Н.К. Краббе развернем, используя современные компьютерные технологии в зеркальном отображении, в соответствии с позой изображенного великого князя.

И.А. Тюрин. Портрет Н.К. Краббе. (зеркальное отображение) и портрет Великого князя Константина Николаевича.

Проведем технико-технологическое визуальное сличение этих изображений. Абсолютно аналогичный художественный замысел, принцип построения композиции, характер поз изображенных, фона в виде пейзажа, в котором большое место отдано небу с низким горизонтом, излюбленный автором ракурс портретируемых, их жесты, выражения лиц, и многие другие признаки, по которым все исполненные Иваном Алексеевичем парадные

Портреты этого типа роднятся. Не вызывают сомнения и единые живописные приемы, применяемые на всех произведениях. Стоит обратить внимание на характер написания верхнего воротника и лацкана на мундире. Абсолютно одинаковая живописно-конструктивная трактовка изломов ткани, выставленные живописные акценты. Небо, схожее по-своему тембру звучания с аналогами на других портретах. Все эти признаки дают нам дополнительный повод продолжить исследование на предмет атрибуции авторства этого произведения.

Вызывает сомнение факт приписки авторства произведения Тюрину Ивану Алексеевичу, указанный М. Евсеевной в своей научной работе, сотрудниками бывшего Чечено-Ингушского музея им. П.З. Захарова, переданного из хранилища Государственного музейного фонда. По всей вероятности, как это и положено, произведение поступило в собрание с соответствующими сопроводительными документами, в которых и был указан подлинный автор. Какой смысл сотрудникам регионального музея, а таковым являлся музей получатель, приписывать имя художника, о котором на тот момент не было абсолютно никакой информации и, по всей вероятности, подпись автора на произведении еще была в полной сохранности. Как известно Государственный музейный фонд СССР передавал в региональные музеи только те произведения, которые не нуждались в реставрации, учитывая отсутствия профессиональных реставраторов в регионах.

И.А. Тюрин. Портрет Н.К. Краббе. (зеркальное отображение) и портрет Великого князя Константина Николаевича.

В Государственном музее политической истории России хранится фотография великого князя Константина Николаевича, на которой поза, жест изображенного практически соответствует образу персонажа, изображенного на портрете, исполненном Тюриным Иваном Алексеевичем. Фотография в музейном собрании датируется 1860-ми годами. Благодаря сотрудничеству с военными историками-фалеристами, удалось установить примерную дату написания портрета. По их мнению, в соответствии с наградами, изображенными на портрете великого князя Константина Николаевича, дата создания произведения не может датироваться раньше 1865 года. О чем свидетельствует медаль Российской империи "За усмирение Польского мятежа 1863-1864", которая была учреждена 1 января 1865 года, и не позднее начала Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, свидетельства об участии в которой еще нет среди представленных в портрете наград.

Окончательную точку по вопросу точного определения авторства произведения поставили сведения из биографии Платона Семеновича Тюрина. В 1861 году из-за не совместимого с его здоровьем сырого климата Петербурга, он вынужден был уехать на свою родину в Вологду. Там он и прожил до конца жизни, продолжая писать портреты местной знати и расписывая православные храмы. Платон Семенович Тюрин умер в 1882 году, похоронен на Горбачевском кладбище, о чем свидетельствует сохранившаяся могила.

В итоге, все выявленные факты являются прямым свидетельством принадлежности произведения "Портрет великого князя Константина Николаевича" - академику Императорской Академии художеств Тюрину Ивану Алексеевичу.

Почему оказался забыт художник Тюрин, оставивший огромное наследие

Список литературы:

Загадки Реликвии Научная библиотека