В 1809 году император Александр I утвердил положение о Школе Императорского Московского театра. Согласно документу, планировалось "усовершенствование российских спектаклей и балетов". Также целью было "наполнение и, если возможно, самое составление оркестров и заменение иностранных художников театральными воспитанниками".
Вскоре театральную школу настигло первое испытание - во время Отечественной войны 1812 года, когда Москву заняли французские войска, сгорело здание, где занимались будущие актеры. Лишившись помещения, которое располагалось недалеко от Петровского (Большого) театра, под школу определили "наемный дом". Речь про арендованное здание подполковника Я.С. Есипова, который брал за аренду 8000 рублей в год. Тогда как средняя цена комнат с обстановкой в зимнее время года составляла 18-20 рублей, отметили историки Главархива.
При этом ученики школы находились на полном пансионе. Под покровительством московского генерал-губернатора князя Дмитрия Голицына, который в 1822 году получил из Конторы Дирекции Императорских московских театров особое представление. В нем говорилось о необходимости починки и пошиве новой верхней одежды и теплых сапог для воспитанников.
Голицыну же докладывали и об успехах учеников. В одном из писем, которое князь получил в 1823 году, говорится: "Василий Рязанцов отлично успевает в пении и комических ролях, но оставляется еще до усовершенствования и в том, и в другом роде в Школе на год". Этот документ также отлично сохранился в Главархиве.
Также известно, что сначала в школе, где ученики занимались пением, музыкой, балетом, фехтованием и драматическим искусством, обучали порядка 30 детей. Они поступали в учебное заведение в возрасте 7-10 лет. Обучение было долгим. На четвертый курс, как правило, отбирали наиболее одаренных воспитанников.
В результате после окончания театральной школы выпускники могли устроиться на службу в театр не только актерами и музыкантами. Они также могли работать бутафорами, машинистами сцены, специалистами по реквизиту.
"В те времена молодые артисты и люди театра должны были отслужить в нем не менее десяти лет со дня выпуска", - рассказали специалисты Главархива.
Популярность школы неуклонно росла, и с годами попасть туда было все сложнее.
Известно слезное письмо, адресованное московскому генерал-губернатору князю Владимиру Долгорукову. Его автор - горожанка Татьяна Зормон. Вот что она писала в 1890 году: "На коленях умоляю, прошу вас, Ваше Сиятельство, устроить дочь мою 12-ти лет в театральную школу".
Востребованность бывшей театральной школы, а сейчас - Высшего театрального училища имени Михаила Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, не уменьшилась и в наше время.
Познакомиться с документами по истории Щепкинского училища можно в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 80.