С Урала во Францию
В метрике сказано, что у "домового Никифора Воронихина родился сын Андрей". Отец будущего архитектора не был домовым в нынешнем смысле слова, оно значило, что мужчина был в услужении у господ, то есть дворовым человеком. Правда, историки сомневаются, что Андрей Воронихин был сыном крепостного. Загвоздка в том, что его имя больше не упоминается в записях Усолья, в то время как его старший брат Илья значится там каждый год.
Следующий документ, где сказано об Андрее - это "вольная" от графа Строганова, выданная 8-летнему Воронихину в июне 1768 года в подмосковном имении вельможи. Зачем Андрея увезли с Урала, кто его воспитывал, как он рос, до сих пор неизвестно.
С 1781 года Андрей Воронихин начинает путешествовать вместе с графским сыном Павлом Строгановым и его гувернером Роммом. Через Москву и Нижний Новгород они едут в Казань, потом на Выборг и Иматру. После побывали в Олонецкой губернии, на тульских заводах, прокатились до Урала, посещали южные пределы России. В путешествиях по стране Воронихин, Павел Строганов и Ромм провели шесть лет. Затем они убыли в заграничный вояж. Денег у графа Строганова было много, и путешественники объездили всю Европу. Но в это время во Франции началась революция, и молодой Строганов вместе с Воронихиным вернулись домой. Гувернер Ромм остался в Париже, чересчур увлекся участием в разного рода мятежах, был приговорен к гильотине, но, опередив палача, заколол себя кинжалом в тюремной камере.
Живописный академик
Андрею Воронихину было за тридцать, когда граф Строганов поручил ему восстановить после пожара свой петербургский дворец на углу Невского и Мойки. Историки пишут, что "Строганов поставил своему зодчему очень трудную задачу - приспособить стены и пролеты совсем другой архитектурной эпохи к своим собственным архитектурным проектам и замыслам; Воронихин здесь сразу показал себя большим и зрелым мастером". И он блестяще справился с поручением. Но все исследователи ломают голову, где же уроженец "соляного царства" научился этому?
После восстановления дворца Строганов сделал так, чтобы его архитектора приняли в Академию художеств. Ее президентом был приятель графа, так что Воронихин представил только акварель с изображением картинной галереи, где были нарисованы и сам Строганов с любимой собакой, и этого оказалось достаточно.
Андрею, как и полагалось по правилам, дали после этого два года на создание большой картины. Исполнив это задание, он получил звание академика перспективной живописи. Кстати, Воронихин нарисовал строгановскую дачу, которую сам и построил. Известный искусствовед XIX века Кукольник писал "приятно видеть в нем живописца, но любопытнее наблюдать, какого он искал живописного эффекта в собственном архитектурном произведении, чего добивалось его воображение, каким это здание он желал видеть в природе".
Архитектор за два дня
В 1800 году император Павел решил построить церковь, примерно такую же, как собор святого Петра в Риме. Главным распорядителем он назначил графа Строганова, ставшего к тому времени президентом Академии художеств. Мемуарист Вигель ехидствовал в своих записках "непонятно, как, имея в своем распоряжении Кваренги и Камерона, можно было что-нибудь великое поручить Воронихину? Воронихин холоп графа Строганова, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие".
Тем не менее возведение Казанского собора на Невском проспекте Санкт-Петербурга, поручили именно ему. Кстати, звание архитектора Академия художеств, где командовал Строганов, присвоила Воронихину за два дня до назначения его строителем этого храма.
Казанский собор в ПетербургеДело было громадное и почетное, не обошлось и без слухов. Дескать, Андрей Воронихин украл проект Казанского собора у знаменитого архитектора Баженова. Но ни подтверждения этому, ни опровержения до сих пор не найдено.
На возведение собора император Павел выделил 2,8 миллиона рублей серебром, и дал срок - три года. Согласно проекту Воронихина, предполагалась еще колокольня, но царь вычеркнул ее из сметы.
Деньги казна давала частями, сначала было выделено двести тысяч рублей, но вдруг произошел дворцовый переворот, к власти пришел император Александр и финансирование стройки практически остановилось. Однако самодержца удалось заинтересовать новым зданием, и он вскоре возобновил выделение денег.
Возникало множество проблем, одной из них было затопление водой стройплощадки. Петербург и так стоит на болоте, а рядом с Казанским собором есть еще и Екатерининский канал (ныне Грибоедова). Вода поднималась, грозя затопить строительство. Ее постоянно откачивали.
К тому же начались интриги, к Воронихину несколько раз собирались приехать архитекторы для осмотра работ, чтобы сделать какие-то, скорее всего, неприятные для него выводы. Граф Строганов отбивался от происков недоброжелателей, а Воронихин придумывал, как обезопасить стройку.
Забот у архитектора было множество. Например, на облицовку шел пудожский камень. Отличный материал, только со временем он крошился. Воронихин затирал его рижским алебастром, и после покрасил известковой краской под основной цвет натурального камня. Площадь облицовки Казанского собора 22,7 тысячи квадратных метров. Из чугуна высшего качества делали опоры для колонн, финский гранит шел на ступени и цоколь. Оконные рамы и двери изготавливали из казанского дуба. Справились и с затоплением, механизировав систему откачки воды.
Остался в недостроях
Один из архитекторов подал рапорт, что стройка идет неправильно и собор рухнет. Воронихин не соглашался, утверждая, что все хорошо и никакой беды не случится. От него потребовали доказательств. Для проверки даже создали независимую комиссию, куда вошли Павел Строганов (с которым Воронихин ездил по России и Европе), его хороший знакомый Новосильцев и другие. Была сделана модель Казанского собора из тех же материалов, что и само строение. Комиссия пришла к выводу, что возведение нового храма можно продолжать. Строительство было грандиозным, на нем иногда трудилось до двух тысяч рабочих разных специальностей.
В 1805 году началась роспись собора, приступили к изготовлениям бронзовых статуй, через год начали выводить своды. Строительство шло долго, сроки, установленные императором Павлом, давно миновали. В 1808 году скончался один из членов комиссии, наблюдавшей за стройкой, он постоянно конфликтовал с Воронихиным.
Император Александр недолго думая, назначил на его место самого Андрея Воронихина. Царь же в августе 1811 года повелел закончить строительство в течение месяца. Видимо, ему тоже прискучило ожидать. Началась жуткая суматоха, но в сентябре все-таки прошло торжественное освящение Казанского собора в присутствии государя, его семьи, и всего двора. К сожалению, великолепный храм так и остался не достроен. Началась война с Наполеоном и всем стало не до собора. Однако это здание и сейчас является одним из главных украшений Северной столицы России.
В дворяне по знакомству
Одновременно с Казанским собором Воронихин занимался возведением здания Горного корпуса на Васильевском острове. Историки предполагают, что возглавил это строительство архитектор опять с помощью графа Строганова "у владельца чугунолитейных и железоделательных заводов были громадные связи с горным ведомством". Стройка продолжалась до 1811 года. Также Андрей Воронихин возвел колоннады в Петергофе, работал в Павловске и Стрельне, восстанавливал дворцы и строил новые здания "он не ломал стиля других мастеров, а создавал тонкий стильный синтез своих работ с чужими произведениями; его добавления, изменения, поправки сливались со старыми в одно гармоничное целое".
Также архитектор исполнял обязанности профессора в Академии художеств - вел занятия, дежурил, составлял различные документы, в том числе и сметы расходов на изготовление необходимых инструментов и прочего. Кроме всех этих дел, Андрей Воронихин оформил и дворянство. Он стал надворным советником, и чтобы все было сделано, как полагается, подал необходимые документы в Петербургское дворянское депутатское собрание. Предводителем этого заведения, так уж совпало, был его старый покровитель граф Строганов. И потому в феврале 1806 года собрание постановило "его, просителя, и сына его Александра внесть в третью часть дворянской родословной книги и дать ему грамоту".
В начале 1811 года Андрей Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. Осенью его назначили старшим профессором архитектуры в Академии художеств, а вскоре, в связи с окончанием строительства Казанского собора, Воронихин получил орден Святой Анны 2-й степени с бриллиантами и пенсию.
У архитектора было много проектов. Он собирался участвовать в строительстве Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя в Москве. Но в марте 1815 года Андрей Воронихин умер, как тогда сообщили, "от апоплексического удара". Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле гранитный памятник в виде колонны, на одной из деталей изображен барельеф фасада Казанского собора.