В частности, исследователь изучил электронные ego-документы на москвоведческих сайтах, в блогах, комментариях к блогам, чатах и т.д., причем основным стал метод интерпретации микротекстов в блогах.
В научной статье изучены различные авторские интенции при написании текстов: желание поделиться уходящими деталями быта, локальной топонимики, городского фольклора, дать оценки, посокрушаться о былом. А сама статья появилась на фоне возросшего мемуарного москвоведческого контента.
"Этот контент непрофессиональный, он личностный - память повседневности в данном случае глаголет устами блогеров и комментаторов блогов, организаторов и зрителей стримов, участников чатов в стримах, онлайн-трансляциях", - отмечает Александр Бушев.
Интернет используется аудиторией в разных целях, но в данном случае, по мнению авторы, мемуарная функция приравнивается к психотерапевтической.
Новизна явления заключается в том, что в информационное пространство ворвались виртуальные мемуаристы - простые люди, которые делятся с широкой аудиторией своими воспоминаниями о прошлом, ярких событиях, например, о московской Олимпиаде-80, о зданиях, которые существовали в пору их молодости, а сейчас их нет, и пр.
"Прежде молчащие, не имеющие трибуны, "немые", непрофессиональные историки, не являющиеся авторами традиционных ego-документов типа больших дневников и мемуаров, авторы этих текстов сделали посредством интернет-площадок публичными свои воспоминания, - считает Бушев.
Эти ego-документы публикуются в Интернете, используются новые форматы стрима, чата, блога, комментария. Это резонирует с практикой устной истории".
Исследователь подчеркивает, что стремлению запечатлеть свою жизнь и рассказать о ее изменениях на протяжении одного-двух-трех поколений способствует дешевизна и доступность новых информационных технологий. Участникам не нужны никакие иные технологии, кроме любимого мобильного телефона.
"В двадцатые годы XXI века в сети появилось множество "уютных" воспоминаний советского слоя москвичей - подошло время, "лета к воспоминаньям клонят", постарело поколение пионеров пользования Интернетом", - пишет исследователь.
В своей статье он приводит целый ряд примеров, позаимствованных в сети. Есть воспоминания о школах, кружках танцев, о деятельности монастырей, есть образцы документов, связанных с топонимикой и людьми: ныне не существующие названия улиц, например.
Содержание таких форумов и блогов в Интернете исследователь интерпретирует как "неустные формы устной истории", проводя некоторую аналогию с механизмом взаимодействия устной и письменной традиции в средневековых памятниках Руси.
"В таких мини-рассказах проявляется специфика микромемуарной нарративности, - следует из исследования. - В центре любого мемуарного дискурса - "люди, годы, жизнь". Блогеры-любители пытаются запечатлеть свое прошлое, повседневное, непарадное".
Особенностью нового явления является то, что устные истории в сегодняшней блогосфере могут быть мультимедийными. Историю блогеры преподносят в виде роликов, акцент в которых делается на деталях - продемонстрировать старые стены, ограду, ступни, метлахскую плитку, порожки, столбики, таблички, нивелирную марку, кирпичи с клеймами и т.д.
Интересно и то, что участниками устной москвоведческой памяти стали "чатлане" - так исследователь называет участников чатов, авторов комментариев к блогам. Их реплики часто вторичны, являются ответом на вербальный стимул, но порой также разворачиваются в исторические микрорассказы.