Юрий Тихонович наряду с Игорем Сиговым из Ростова-на-Дону стоял у истоков "Группы по изучению джаза в СССР". Это было неформальное сообщество энтузиастов, которые тиражировали и распространяли переводную музыкальную литературу. В 1965 году он возглавил его и координировал много лет. Как критик опубликовал более 200 статей, издал книги "Мои друзья - джазфэны" и "И весь этот джаз".
Книга "Каждый из нас...", отрывки из которой прочтет на концерте заслуженный артист Воронежской области Юрий Смышников, имеет почти детективную историю.
- Текст был полностью готов к печати в 1990-е, макет лежал в кабинете у директора издательства. Однажды офис обокрали, и материалы исчезли. Потом сын Юрия Верменича нашел у себя еще один рабочий экземпляр, по которому была сверстана новая версия книги. Она существует в электронном виде, но до конца 2024 года должен выйти и бумажный тираж, - рассказал воронежский историк джаза Александр Кремер, создатель интернет-сайта "Джазовая библиотека имени Юрия Верменича".
Инженер-радиофизик, не игравший ни на одном инструменте, Верменич перевел с английского более 30 трудов по истории и теории джаза. Самиздатовские копии его переводов, отпечатанные на папиросной бумаге, ходили по всей стране.
Иностранный язык - проводник в труднодоступный советским людям мир западной культуры - он выучил в студенчестве, в Ленинграде. "Рассказывал, что преподаватель английского у них был бывшим военным переводчиком, который работал по программе ленд-лиза. Благодаря этому Юрий Тихонович узнал многие обороты разговорной речи, непрямые значения слов", - вспоминает его близкий друг, воронежский филофонист Вадим Крылов.
Расшифровать джазовый сленг было непросто. Верменич всегда советовался с музыкантами по поводу терминов. В числе его наставников был знаменитый ленинградский саксофонист Орест Кандат. В Воронеже переводчика консультировал скрипач и контрабасист джазовых ансамблей Гдалий Левин.
- Отношение к джазу в Советском Союзе было несколько противоречивым. Часто складывались ситуации, когда правая рука не ведала, что делает левая, - пояснил Александр Кремер. - Например, Гостелерадио возглавлял такой крупный государственный деятель Сергей Лапин, который джаз активно не любил и не допускал до вещания. В то же время замминистра культуры РСФСР одно время был композитор Александр Флярковский - большой поклонник этого жанра.
И в музыкальных училищах стали открывать эстрадно-джазовые отделения. А литературы по истории и технике исполнения для них не было, ноты были в дефиците (их снимали на слух с пластинок и магнитофонных записей). И педагоги пользовались книгами в переводе Верменича. Народный артист России Давид Голощекин говорил, что эти машинописные экземпляры тиражировали, ксерокопировали, пересылали из города в город. Потом уже появились советские методические разработки.
Юрий Верменич и сам несколько десятилетий, вплоть до 2001 года, преподавал историю джаза в специальных учебных заведениях Ростова и Воронежа.
Благодаря ему в столице Черноземья появился джаз-клуб. Юрий Тихонович был его председателем с 1966 по 1990 год.
- Тяга к джазу у молодежи была огромной, хотя это и не поощрялось. В шестидесятые он фактически был поп-музыкой, под нее танцевала масса людей. Но уже возникло понимание, что ее можно и просто слушать. Верменич проводил еженедельные лекции в формате ликбеза в ДК Карла Маркса, там собиралось около 60 человек, - отметил близкий друг Верменича, джазовый фотограф Геннадий Шакин.
В 1966-м на проспекте Революции открылось культовое молодежное кафе "Россиянка", где несколько раз в неделю играл джазовый ансамбль. Кроме уже упомянутого Гдалия Левина, там был занят пианист Игорь Файнбойм, гитарист Виктор Масленников, ударник Анатолий Чекалов... Приезжали коллективы из других городов. Поначалу это была скорее художественная самодеятельность. Но впоследствии часть музыкантов погрузилась в эстрадно-джазовую музыку профессионально.
- Концерты в "Россиянке" пользовались невероятной популярностью! Попасть можно было только по знакомству... Комсомол тогда дружил с нашим джаз-клубом по той простой причине, что задачу открыть молодежное кафе им спустили сверху, а что дальше делать, функционеры не представляли. И тут подключились энтузиасты, люди с инициативой. Устраивали самые разные вечера. Ну а чтобы почаще играть джазовую музыку, мы, можно сказать, торговались, - признался Шакин. - В качестве ответного жеста комитету комсомола проводили какой-нибудь "священный юбилей", говорили правильные слова... Через пять лет, в связи с чешскими событиями, ветер поменялся, и молодежные кафе стали не нужны. "Россиянка" продержалась до 1971 года.
Три года подряд в Воронеже проходил джазовый фестиваль, билеты на который тоже было не достать - разлетались мгновенно. Зал в ДК 50-летия Октября (на 1200 мест) забивался под завязку.
- Комсомол здорово помог с организацией, пусть там и высказывались какие-то претензии. Скажем, стрижка музыканта кому-то не понравилась... В основном коллективы приезжали за свои деньги - такое было огромное желание играть со сцены, встречаться. После концертов в ДК гости приходили в "Россиянку" и устраивали джемы с местными артистами, атмосфера была очень теплой, - рассказал Геннадий Шакин, который вел своего рода фотолетопись советской джазовой жизни.
Вместе с Юрием Верменичем, которого часто приглашали в жюри, они ездили в другие города на фестивали и концерты зарубежных исполнителей. Когда по Советскому Союзу гастролировал оркестр Дюка Эллингтона, послушать его из Воронежа отправился целый десант меломанов. Верменичу даже удалось пообщаться с американскими музыкантами. Ему нравился большей частью джаз свингового направления (например, биг-бэнд Луи Армстронга, вокалистка Сара Воэн), из отечественных музыкантов - творчество трубача Андрея Товмасяна, мультиинструменталиста Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова.
- Даже встречая неодобрение, Юрий Тихонович верил, что джаз перестанет считаться враждебным и станет полноправной частью отечественной музыкальной культуры, будет звучать в Воронеже. И действительно, уже при жизни Верменича джаз стали преподавать в музыкальных училищах, играть на больших площадках, в том числе в нашем городе, - добавил Александр Кремер.
Последние восемь лет жизни переводчик и просветитель провел в слепоте и мог воспринимать концерты только на слух. Но его привозили в филармонию на фестиваль "Джазовая провинция", где выступали замечательные российские и зарубежные исполнители, звучала импровизационная музыка самых разных направлений. Верменич дожил до исполнения своей мечты.
В воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей (бывшее музучилище), где он преподавал с 1974 по 2001 год, после капитального ремонта должны открыть мемориальную доску в честь Юрия Верменича. Ее заказали на средства энтузиастов. В будущем планируется создать в фойе такой же народный памятник - скульптурный портрет.
- Юрий Верменич был легендой в музыкальной среде Советского Союза. Он принадлежал к поколению, которое стало активно проявлять себя в шестидесятые годы. Подошла к концу эпоха "разгибания саксофонов", как назвал ее Леонид Утесов, которая началась после постановления политбюро ЦК ВКП(б) в 1948 году. (Речь шла об опере Мурадели "Великая дружба", но с подачи партийных деятелей "формализм" стали преследовать в музыке в целом.) Умельцы делали записи джаза с больших тяжелых магнитофонов на отмытые рентгеновские снимки. А иногда и не отмытые - отсюда термин "музыка на ребрах". Все это распространялось полулегально, - вспоминает Вадим Крылов. - В 1950-е в домах уже стали появляться отечественные магнитофоны-катушечники со сравнительно пристойным качеством воспроизведения. Прорыв произошел в 1957-м в связи с Всемирным фестивалем молодежи и студентов в Москве, где выступали малые джазовые составы, можно было познакомиться с самыми разными стилями этой музыки. Впечатление для советского человека было совершенно ошеломляющее.