Об этом говорится в научной статье Александра Гаврилова, профессора РАЕ, заведующего музейным отделом Историко-культурного музейного комплекса поселка Шилово. Исследование опубликовано в журнале Graphosphaera.
Автор вводит научный оборот четыре пряслица с различными орнаментальными знаками с памятников рязано-окской археологической культуры II-VII вв. н. э. Они были обнаружены на раскопках в Шиловском районе Рязанской области.
"Как давно было установлено археологами, пряслица, несомненно, были частью технологического комплекса ткацкого дела - утяжелителями для веретена, однако, они в большинстве культур Евразии имели вторичные сакрально-магические функции и соответственно часто орнаментировались различными знаками, в которых видят календарную или космогоническую символику", - отмечает Александр Гаврилов.
В трех случаях пряслица были обнаружены в захоронениях, причем они были отдельными элементами погребального инвентаря. Так, два глиняных пряслица были найдены в женских погребениях могильника Ундрих.
По верхней грани одного из них прочерчено три точки и четыре знака. По боковым граням второго пряслица нанесен орнамент в виде семи разнонаправленных "елочек", а по его торцевым сторонам обнаружены знаки в виде кольцевых композиций.
Небольшая решетка и кольцевая композиция из восьми условных знаков идентифицирована на пряслице, обнаруженном в мужском погребении могильника Заречье. Четвертый артефакт был раскопан на Тереховском городище. Он представляет собой пряслице цилиндрически округлой формы из светло-коричневой глины. На его поверхности также прочерчен ряд знаков.
"Несмотря на то, что пряслица могли иметь вторичные сакрально-магические или игровые функции, скорее всего, их традиционная интерпретация в качестве элемента технологии ткацкого дела представляется вполне обоснованной, - пишет автор исследования.
Как бы то ни было, вполне можно считать пряслица особым элементом погребального культа. В орнаментах на пряслицах видят календарную или космогоническую символику".
По его мнению, появление знаков на пряслицах рязано-окской археологической культуры может быть результатом культурного заимствования из ареала черняховской археологической культуры. Так, еще в прошлом веке похожее пряслице было найдено в погребении Лецкановского могильника в Румынии.
"Можно полагать, что "рязано-окская" графическая система знаков на пряслицах была дериватом "германской" традиции рунической письменности, с которой представители местных "рязаноокских" элит познакомились в результате контактов с провинциально-римскими лимесными культурами", - считает исследователь.
Рисунки Онфима на бересте, XIII век