Лицензия на грузовик
Завод имени Лихачева был основан в августе 1916 года как "Товарищество на паях Московского автомобильного общества" (или Автомобильное Московское общество - АМО). Предприятие открыли для того, чтобы воплотить в жизнь госпрограмму по созданию в стране (тогда еще дореволюционной России) собственного автопрома.
Изначально АМО должен был выпускать по лицензии грузовики FIAT 15 Ter. Эти автомобили поставляли в Россию во время Первой мировой войны. С итальянцами заключили соглашение, что за каждый грузовой автомобиль, выпущенный в течение года, завод должен был платить 1000 франков. Также итальянскому производителю выплатили при запуске российского предприятия 1,5 миллиона франков, а позже, в течение нескольких лет - еще 200 тысяч. Кроме того, владельцы АМО обязались не поставлять собранные грузовики за границу.
Первые машинокомплекты пришли на завод в конце 1916 года. Из Америки доставили 500 новейших станков. Всего на АМО собрали 1319 грузовиков FIAT. В августе 1918 года имущество предприятия национализировали. На заводе дособирали автомобили из комплектов, которые остались. Также на нем запустили производство деталей для дрезин, керосиновых ламп, вулканизаторов, начали ремонтировать автомобили, которые прибыли с фронта.
В числе моделей, которые здесь восстанавливали, был американский грузовик White TAD. Это авто обновляли кардинально: устанавливали новый двигатель, сцепление и коробку передач. В итоге из стен предприятия выходил грузовой автомобиль под названием "Уайт-АМО".
К 1923 году на заводе (тогда его уже переименовали в "Первый Государственный Автомобильный Завод (бывший АМО) имени инженера Ферреро) изготавливали массу разнообразных деталей, производили танковые двигатели, ремонтировали автомобили и мотоциклы. На государственном уровне встал вопрос о производстве собственных автомобилей. За основу решили взять все тот же FIAT 15 Ter - грузовик, который хорошо показал себя в сложные годы войны.
Сделали "на коленке"
Готовиться к выпуску грузовых авто на предприятии начали с начала 1924 года. Госзаказ выдали в марте. База у автозаводчан была: сохранились два эталонных FIAT 15 Ter, комплект (свыше 150) итальянских чертежей и более 500 чертежей собственных.
Проект доверили опытнейшему специалисту, прекрасному водителю, инженеру-автомобилисту, управлявшему заводом с 1921 года, Владимиру Ципулину. Впоследствии он сконструирует двухместный гоночный автомобиль на Нижегородском автозаводе, полтора года проведет в США, изучая особенности автомобильного производства, создаст множество новых образцов машин. В ноябре 1937 году его арестуют как врага народа и спустя месяц расстреляют.
В итальянский прототип создатели первого отечественного грузовика внесли ряд изменений. Им пришлось запустить простоявшие долгое время без дела американские станки, найти все нужные материалы. По воспоминаниям автозаводчан, первые автомобили делали фактически "на коленке". Многие ключевые узлы ковали ручными молотами.
Вообще, вручную делали все: заготовки коленвалов, капот и крылья, облицовку кабины… Подгоняли, подпиливали уже на стапелях. До запуска первого в СССР и Европе конвейера на автопроизводстве (это произошло именно на АМО) было еще семь лет.
Автомобильный Московский завод - первые фотоСамый первый грузовик АМО-Ф-15 бригада слесаря Николая Королева собрала в ночь на 1 ноября 1924 года. Автомобиль, полностью собранный из отечественных комплектующих, испытал Владимир Ципулин.
6 ноября из стен завода вышли уже 10 грузовых автомобилей. Их покрасили в ярко-красный цвет: 7 ноября все АМО-Ф-15 проехали во время праздничной демонстрации по Красной площади - впереди колонны автозаводцев. На автомобиле, который шел впереди, был лозунг: "Рабочий-хозяин строит автопромышленность, которой не было у капиталиста-хозяина", за рулем сидел Ципулин. Еще одним автомобилем управлял Королев.
Три АМО-Ф-15 в конце ноября 2024 года отправили в первый испытательный пробег на 2000 километров - от Москвы до Твери, Вышнего Волочка, Новгорода, Ленинграда, Луги, Витебска, Смоленска, Рославля, с возвратом в Москву. Грузовики с задачей справились "на ура" - преодолели весь путь без поломок. С марта 1925 года началось их серийное производство.
А в августе 1925-го две машины преодолели 1600 километров по маршруту Ленинград - Москва - Курск - Москва. Это был важный для молодой страны Всесоюзный испытательный пробег, настоящая проверка на прочность: автомобили проехали и по асфальту, и по разбитым грунтовым дорогам. Участниками стали зарубежные автопроизводители. И АМО-Ф-15 на фоне их моделей смотрелись очень достойно.
Первый отечественный грузовик имел двигатель мощностью 35 лошадиных сил, разгонялся до 50 километров в час, расходовал 28 литров бензина на 100 километров - показатель по тем временам неплохой.
Производители модернизировали постепенно модель: на автомобиле установили электростартер, освещение и электросигнал - до этого была рукоятка для завода мотора, ацетиленовые фары и гудок с грушей. Брезентовая кабина стала жесткой. После того, как на АМО назначили нового директора - Ивана Лихачева (впоследствии предприятие будет носить его имя), на базе Ф-15 начали делать спецмашины - кареты скорой помощи, автобусы, пожарные машины и даже штабные легковые "фаэтоны" и пушечные бронемобили БА-27.
Всего в 1924-1931 годах на предприятии выпустили около 7 тысяч авто.
Первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15Преемник "Захар Иванович"
Но у "первой ласточки" отечественного грузового автомобилестроения были и минусы. По признанию водителей, АМО-Ф-15 оказался довольно неудобным: сиденье устанавливали слишком высоко и близко к рулю, из-за этого сильно уставали спина и ноги. Также выяснилось, что быстро изнашивались тормоза и задние сдвоенные колеса, неудобно было использовать ручной тормоз.
Также из-за того, что при производстве АМО-Ф-15 использовали цветные металлы и по-прежнему собирали фактически вручную, он стоил очень дорого. Первые грузовики обходились в 18 тысяч рублей каждый, впоследствии их себестоимость снизилась до 11 тысяч рублей, а спустя три года - до 8,5 тысячи. Но разница с одним из лидеров рынка - грузовиками Ford, которые привозили в СССР в разобранном виде, была колоссальной: американские модели обходились максимум в 900 рублей.
В 1930 году для завода приобрели лицензию на американский грузовик Autocar-5S. В СССР его назвали АМО-2, а позже начали выпускать усовершенствованный АМО-3 с мощностью двигателя в 72 лошадиных силы. Грузовики участвовали в строительстве масштабных объектов - Челябинского тракторного завода и Магнитки.
АМО-3 модернизировали в 1933 году - обновленную модель назвали ЗИС-5 - легендарная "трехтонка", которую в народе уважительно называли "Захар Иванович" или просто "Захар". Автозавод модернизировали, запустили конвейер: ежедневно с него сходило более 60 грузовиков. Началась новая эра.
"Живых" АМО-Ф-15 до наших дней сохранилось всего три: на ЗИЛе, в столичном Политехническом музее и на пожарно-технической выставке им. Б.И.Кончаева в Санкт-Петербурге (два последних экземпляра - пожарные).