В большинстве легенд обитающее в водоемах мифологическое существо называют водяным - но у него оказалось существенно больше лиц. В зависимости от региона России водяной именовался и выглядел совершенно по-разному. Наконец, исследователи нащупали связь между внешним обликом и именем конкретного водяного духа и местом его появления. Оказалось, что местные диалектные названия персонажа напрямую связаны с географическими особенностями территории, где он "обитает".
Так, в Оренбургской области, по преданиям, обитал "камышанов" - так водяного духа называли из-за больших пространств речной долины, заросших камышом. А под Тулой этого же духа представляли как длинноногую с зелеными ногами выпь. Крик этой болотной птицы напоминает мычание быка. Отсюда и возникло название "бухалень" и "водяной бык".
В Вологодской области существовало поверье о живущей среди речных кувшинок "лопухоне". Цветы, в которых плавала эта водяница, местные жители называли "лопухой".
Название кромешника из района Вологодской области лингвисты связали с карстовыми озерами, вода из которых могла полностью уходить под землю через воронки-поноры, напоминающие вход в преисподнюю.
А вот в жуткого волосатика, сходного с реальным животным, верили в самых разных частях России. Мифического червя-паразита, живущего в водоемах, внедряющегося в тело человека и приносящего страшные болезни, боялись в Тульской, Архангельской областях, Красноярском крае.
"Уникальность отобранных для исследования слов заключается в том, что в их внутренней форме особенно отчетливо "звучит" голос природы той местности, где эти слова были зафиксированы", - заключают исследователи.
Нечисть и нежить в рисунках русских художников