04.11.2024 07:59
"Родина"

Монахи из прифронтового монастыря под Луганском наладили, чтобы выжить, изготовление скрипок

Монахи из прифронтового монастыря под Луганском наладили, чтобы выжить, изготовление скрипок
Текст:  Максим Васюнов
Родина - Федеральный выпуск: №11 (1124)
Мы шли вслед за монахами, фонари не включали. В темноте едва различались очертания большого недостроенного собора, белела небольшая часовня, метрах в пятидесяти по курсу светились два окна.
Настоятель монастыря архимандрит Варфоломей (Кузнецов) с детства увлечен скрипкой. / Владимир Ладный
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Глаза искали хоть какие-то следы войны, которая не так уж давно откатилась отсюда на запад.

- Мы стояли на фронте, меж двух огней. Но к нам ничего не прилетело, - говорит игумен.

Это кажется чудом, но это факт.

А главное чудо монастыря, ради которого мы приехали, - уже перед нами, на первом этаже неприметного здания.

Воскрешение скрипки

Во всю боковую стену в три ряда скрипки из разных эпох - есть даже 18-й век. На большом столе в центре - рубанки, стамески, штангенциркуль, шаблоны эфов. У другой стены - виолончель. И над всем этим репродукция Босха "Восхождение в Эмпирей" из серии "Блаженные и проклятые".

Нет, это не музей под какой-нибудь Флоренцией, это монастырская скрипичная мастерская в прифронтовой Чугинке. Главный мастер - сам игумен Варфоломей, который с детства в скрипках души на чает, ему помогают монах Серафим (Сусидко) и молодой послушник Алексей Орехов.

"Во время войны, - говорит отец Варфоломей, - мы не могли исполнять послушания, у нас появилось больше времени, и тогда мы решили делать скрипки".

За новое дело монахи взялись столь же ревностно, как и когда-то за строительство монастыря. Уровень "любитель" изначально их не устраивал. Учились у лучших мастеров Украины, Италии и всей Европы. В те годы на Запад было проще выехать, чем в Россию, чем монахи и пользовались.

На разных фестивалях и ярмарках они скупали старые скрипки, и Страдивари в том числе, и привозили домой, под бомбы. И здесь же под непрерывной канонадой, "с обязательной молитвой на устах" воскрешали их. Тут же сами и играли - Баха, естественно, скрипачи всего мира на него молятся.

Затем стали делать инструменты с нуля - все по канонам, если дерево, то только клен и ель. Если струны, то жильные. Если скрипки эпохи барокко, то, как и было тогда принято, струны из овечьих кишок.

Монахи из прифронтового монастыря под Луганском делают скрипки, чтобы выжить

"В скрипке важна каждая деталь. Даже инкрустация, украшение, здесь неспроста. Она не только придает эстетически вид, но и оберегает инструмент: если на скрипку придется удар, то одна маленькая полоска дерева убережет ее от раскола".

Музыкальные инструменты в Чугинке не раз плясали под взрывную волну, но ни один из них не упал и не разбился. На каменных стенах после боев трещины находили, на деревянных скрипках нет.

Снова чудо? Возможно. Еще большее чудо, что за время обысков неонацисты ни разу в мастерскую на зашли.

Бах отвел.

А может те, кто стоял у истоков храма Петра и Павла.

Лица и лики

В храме - монастырская икона Божьей Матери Феодоровская. Точный список с того самого образа, которым в 1613 году в Костромском Ипатьевском монастыре был благославлен на царство 16-летний Михаил Романов. С тех пор икона почиталась как одна из главных святынь царской семьи.

Цари в Чугунку не заезжали. Но для казаков, которые в 19 веке здесь решили построить храм, родовая икона дома Романовых тоже была святыней. Удивительно не то, что она здесь оказалась - такие списки ходили по многим обителям. Удивительно, как сохранилась - после революции храм разобрали по досочкам, во время Великой Отечественной верующим разрешали молиться в бывшей церковной сторожке, но затем и ее снесли.

"Икону сохранили местные жители, и когда мы пришли сюда в 2003-м строить монастырь, отдали ее нам, - рассказывает игумен Варфоломей, - она была вся черная, но со временем обновилась. Теперь хорошо виден ее лик".

Я же смотрю на лицо игумена - и тут только, при свете свечей и лампад, понимаю - что передо мной далеко не пожилой человек, каким обычно представляются руководители монастырей, а красивый, статный мужик. Переодень его в деловой костюм и дай в руки дорогой портфель, от топ-менеджера не отличишь!

Карьеру руководителя ему как раз и прочили учителя и родители - у парня, тогда его звали Денис Кузнецов, ума палата. Но в неполные 17 лет он неожиданно для всех стал иноком Варфоломеем: так Бог управил.

- Трудности? Нет, проблем у меня в жизни не было, и не сбегал я ни от кого! Человек с такими мотивами никогда не будет монахом! Призвание должно быть причиной, когда человек идет в этот труд.

/ Владимир Ладный

Труд его действительно ждал подвижнический. Сначала за партой - молодой монах окончил Киевскую семинарию и Киевскую духовную академию, потом отшлифовал знания философским факультетом в родном Луганске. Все говорили - мудр не по годам, и когда епархиальные власти решали, кому бы доверить серьезное дело - открыть на Луганщине первый мужской монастырь - лучшей кандидатуры, чем Варфоломей, было не сыскать.

"Строили все с нуля, - вспоминает игумен, - вывезли более ста КАМАЗов с мусором, воздвигли своими руками часовню, занялись хозяйством - пчелы, виноградники, одно сплошное натуральное хозяйство".

В лучшие годы здесь было 15 монахов и послушников, такой "армией" большую обитель в раз не возведешь. Но то, что им удалось сделать к началу боев - не иначе как подвиг. Над Чугинкой засияли кресты и купола, была освещена церковь Петра и Павла, стал расти большой Иоанно-Предтеченский собор...

"Русский мир в лучшем своем изводе возвращался на Луганщину", - говорит наместник.

Но тут набатом прогремел 2014-й. Стройка остановилась - тут бы самим выжить. Монастырь в Чугинке оказался не просто на границе фронтов, это был рубеж между двумя мирами. Для одного святыня - Феодоровская икона, для второго - портрет Бендеры.

И кому бы здесь молились, не окажись архимандрит настоящим русским мужиком, сильным и мудрым - представить страшно.

Молитва под огнем

Многим другим донбасским монастырям повезло меньше, самая ближайшая к Чугинке Сергиевская обитель под Кременной - не единожды была разгромлена прямыми попаданиями, есть и раненые, и погибшие, монастырь в селе Никольском (ДНР) - и вовсе притча во языцех, стоявшие неподалеку бойцы рассказывают, как регулярно выносят после обстрелов монахинь с оторванными руками-ногами, а одного из священников там и вовсе убили... И это все, увы, не редкость, на Донбассе каждый храм, каждый монастырь - мученик.

- И все же, батюшка, давайте начистоту - как в такой обстановке жить-то вообще?

- Вы знаете, какое обращение чаще других произносится в Евангелии? - спрашивает в ответ игумен Варфоломей. - Не бойся! Так и жили. Молились, старались делать, что должно, поддерживать людей, которые оставались без крова и денег. К тому же мы знали, что Россия все равно сюда вернется, это лишь вопрос времени.

- А просто уйти отсюда не думали, вас бы точно никто не осудил.

- Мы же говорим всегда - надо терпеть, надо любить, надо побеждать. Вот Бог и дал нам такие испытания - сделайте сами, потом разглагольствуйте. Пришло наше время подвигов, это наш крест, от него не убежать.

Мастерская по изготовлению скрипок Иоанно-Предтеченского монастыря в ЛНР

Иоанно-Предтеченский монастырь в Чугинке восемь битых лет стоял на самой границе ЛНР и Украины. Бои здесь кипели лютые. Ополченцы пытались выбить из окрестных сел самых оголтелых неонацистов - батальоны "Азов" и "Айдар". "Стоим, молимся, а в окне танки, истребители, земля ходуном. Так и жили - все время как под Дамокловым мечом", - описывают монахи те страшные дни.

Самые жесткие обстрелы они пережидали в подвале, где приходилось ютиться неделями - без еды, без воды, без вестей - кто теперь занял Чугинку, свои или остались эти, которые "ой сколько крови выпили"?

Чего "эти" хотели от монахов? Территорию. Будь монастырь большим, отстроенным, с кельями и мастерскими, - конечно бы заняли. А так - ни кола ни двора, стены монастырские и те не достроены, технику укрыть негде.

И все же воины очередного рейха с присутствием русских монахов под боком смириться не могли.

Однажды братию едва не расстреляли.

"Пошли в лес по дрова, а тут бойцы еще одного батальона, ни к ночи помянутого. Говорят - диверсанты вы. И давай затворами щелкать, - вспоминает один из сопровождающих нас монахов, отец Серафим. - И ведь видели, что мы в рясах, знали, что монастырь рядом, но нет, все равно издевались".

Тогда - пронесло. Поглумились и выпроводили из леса.

Изводили допросами - еще один вид психологической пытки. Морили часами в душных комнатах. Самый страшный грех, который отпустить братии не могли - подчинение монастыря Луганской епархии.

А они продолжали делать скрипки, в которых навечно поселилась канонада.

/ Максим Васюнов

Инструменты расходились как пирожки - Франция, Австрия, США. Вырученных денег хватало на содержание монастыря и помощь беженцам. Конечно, сегодня заграничный спрос на русские "страдевари" заметно упал. Но мастера говорят, что все эти годы только и ждали момента, когда смогут продавать инструменты в Россию. Среди первых покупателей - филармонии из Новосибирска, Великого Новгорода...

"Что такое Россия? Это дом. А для дома хочется делать все очень хорошо, отдавать все самое лучшее, - объясняет игумен. - Поэтому будем стараться делать свой вклад не только в духовность, но и в русскую культуру тоже. У музыки и Церкви одна задача - служить Богу и людям, вести их ко спасению".

Явление "Аквариума"

Пора сказать, что в Чугинку мы приехали с замечательным скрипачом Андреем Решетиным. Он играл в золотом составе "Аквариума" и более четверти века делал один из лучших в мире фестивалей старинной музыки EarlyMusic. А потом ушел добровольцем на СВО. Служил во фронтовой творческой бригаде, музыкой провожал солдат в герои, вдохновлял, одухотворял.

Священники на фронте занимаются примерно тем же.

Территория любви - пятая экспедиция "Родины" и "Российской газеты" по новым регионам посвящена Году семьи

Когда Андрей узнал, что на Донбассе есть уникальный монастырь со скрипками, он тут же захотел там побывать. И вот - случилось, замкнулось. Маэстро добрался и сыграл на старинных скрипках, в том числе на тех, что сделаны под бомбежками.

"Это первоклассные инструменты. Желаю им попасть в хорошие руки, в хорошие души".

А затем мастера долго разглядывали барочные скрипки Решетина - это тоже века позапрошлые. Говорили на каком-то очень возвышенном языке - о Бахе, о Бибире, о том, что у каждого инструмента свой характер, свой голос, и что сегодня пришло время собирать скрипки.

"Лучшие скрипки всегда делали в монастырях, и лучшие скрипачи тоже часто были монахами, - говорил, заметно волнуясь, Решетин. - Но мы сегодня отстаем от своей великой истории. И то, что здесь, на войне монахи взялись за это тонкое ремесло - это не иначе как знак будущего, знак нашего возрождения".

Услышать такое от знаменитого скрипача - дорогого стоит. Растроганный игумен тут же показал Решетину одну из своих любимых красавиц - скрипку с декоративным завитком в виде женской головы. София, Премудрость Божья.

- Тогда играйте, батюшка!

И игумен сыграл, признавшись, что сделал это на публику впервые после освобождения Чугинки.

Судьбы Дороги