Об этом говорится в статье Юрия Дублянского, представляющего австрийский Университет Инсбрука. Работа вышла в сборнике научных статей "Знаки и образы в искусстве каменного века". В ней автор анализирует "рисунки из морозильника": палеолитическую живопись пещер Южного Урала. Исследование проведено в контексте изучения палеоклимата.
"Радиометрические датировки карбонатных натеков, на которых были нанесены и которые позднее отложились поверх палеолитических изображений в пещерах Игнатиевская и Шульган-Таш, выявили интервал времени их образования, - пишет Дублянский.
Отсутствие роста натеков в пещерах Южного Урала в это время объясняется развитием многолетней мерзлоты. Ее присутствие подтверждается также обнаружением в пещерах криогенного кальцита, а также результатами моделирования климата".
Автор пришел к выводу, что в отличие от всех известных декорированных пещер, расположенных, к примеру, во Франко-Кантабрии и Трансильвании, только в южноуральских пещерах художественная активность палеолитических людей происходила в условиях отрицательных температур.
"Такие условия сложились в пещерах не менее, чем за 15 тысяч лет до первых посещений пещер человеком (по данным радиоуглеродного датирования), - отмечает исследователь.
Условия, в которых осуществлялась палеолитическая художественная деятельность в декорированных пещерах Южного Урала кардинально отличались от таковых во всех других пещерах Европейского субконтинента".
Он пишет, что среда в пещерах Франко-Кантабрийского региона часто характеризуется исследователями как "негостеприимная" с точки зрения создания рисунков. Однако суровость среды в южноуральских пещерах во время создания там рисунков не имеет аналогов среди других пещер, использовавшихся палеолитическими людьми для создания пещерного искусства.
"В наиболее суровое время максимума последнего оледенения в большинстве пещер Кантабрии температуры не опускались ниже 7-8 °C, в южной Франции - ниже 5 °C, - говорится в исследовательской работе.
Температуры могли быть ниже, но все же оставались положительными и в пещерах Трансильвании. И только в Игнатиевской пещере и в Шульган-Таше древние художники, создавая свои рисунки, должны были преодолевать не только темноту, но и отрицательные температуры".
В пользу этой теории свидетельствует один интересный аспект. В уральских пещерах некоторые изображения находятся на высоте нескольких метров от пола. Как могли древние художники туда дотянуться?
Ответ, предложенный в исследовании, оказался достаточно прост: изображения могли быть сделаны с поверхности наледей и не требовали создания искусственных конструкций - "лесов", как назвали бы их в наше время.
К слову, пещеры Шульган-Таш и Игнатиевская на Южном Урале являются самыми восточными известными памятниками палеолитической живописи Европы.
Недавно проведенное уран-ториевое датирование позволило надежно установить возрастные границы периодов, в которые были сделаны наскальные рисунки. Так, в пещере Шульган-Таш они появились в период между 36,4 и 14,5 тысячи лет назад, а в пещере Игнатиевской - в период между 77,7 и 9,7 тысячи лет назад.