Автор отмечает, что по разнообразию и богатству найденных за время раскопок материалов Гнездовский археологический комплекс, расположенный на территории Смоленской области, является эталонным для Восточно-Европейской равнины археологическим памятником эпохи викингов. Акцент историк сделал на изучении практик письменности.
"На сегодняшний день здесь найдено несколько объектов письменности, но все они уникальны и могут служить яркой иллюстрацией того, как письменность проникала в древнерусские эмпории (т.н. "открытые торгово-ремесленные поселения"), - пишет исследователь.
В целом, несмотря на яркость найденных артефактов, все они являются явно случайными, а субкультуру сообщества жителей города по имеющимся данным можно назвать фактически бесписьменной".
Собственных памятников письменности Х века на территории раннегородских центров Руси не обнаружено, но в Гнездово было найдено несколько уникальных объектов с надписями, попавших туда в качестве культурного импорта.
Так, еще в 1949 году в кургане №13 Лесной курганной группы Гнездовского могильника экспедицией Авдусина была найдена амфора, на которой обнаружили древнейшую кириллическую надпись с территории будущей Руси.
Такой тип амфор был широко распространен на юге Восточной Европы. Артефакт входил в состав богатого погребального инвентаря, обнаруженного в захоронении, которое само по себе вызывает большой интерес.
В кургане были погребены мужчина высокого социального статуса и две женщины. Покойного похоронили вместе с мечом и гривной с "молоточками Тора".
Дело в том, что на территории Гнездовского археологического комплекса в те далекие времена стоял город Сюрнесгард. Курган, в котором обнаружили амфору, первоначально был датирован первой четвертью Х века.
Датировали его по набору дирхамов, монет из погребального инвентаря, самая поздняя из которых относится к 907-908 годам нашей эры. В рамках дальнейших исследований датировку сузили до второй четверти - середины Х века.
Установлено, что древнейшая надпись на кириллице была нанесена на амфору не ранее 930-х годов, причем, с большой вероятностью, ее нанесли на амфору не на территории Руси, а в "зоне распространения старославянской ("моравоболгарской") письменности".
"Граффито на амфоре из кургана Л-13 является не только самой древней кириллической надписью, но и, при всей ее краткости, одной из самых самой спорных, - отмечает Александр Фетисов.
До сегодняшнего дня существует несколько вариантов прочтения надписи - "Гороухща", "Гороушна", "Гороуна" и др. Соответственно, ее интерпретация непосредственно зависит от варианта прочтения".
Первое прочтение было предложено исследователями Тихомировым и Авдусиным - "Гороухща", что означает "горчицу" или какую-либо пряность, которая была достаточно дорогим импортным товаром и, вероятно, находилась в амфоре.
Принципиально иное прочтение предложила исследователь Корзухина, предположившая, что автор надписи попросту допустил ошибку, которую не смог исправить, а именно вписал лишнюю букву.
Если это было действительно так, то надпись могла читаться как "Гороуха" (и тогда амфора предназначалась для горчичного масла), либо как "Гороуща" (в таком случае, в амфоре был привезен некий горючий материал, например, нефть, использовавшаяся для светильников).
Имеются и другие прочтения. Одно из них предполагает, что надпись следует читать как "Гороуна", и тогда она представляет собой славянское имя. А это означает, что надпись могла быть владельческой - она указывала, что амфора принадлежала некоему Горуну или Горунше.
Ученые констатируют: до сегодняшнего дня ни один из вариантов прочтения и интерпретации нельзя признать удовлетворительным - все они достаточно условны и вступают в противоречие либо с нормами языка, либо с палеографией.
Исторический фестиваль "Гнездовские курганы" под Смоленском