Среди опубликованных документов особое внимание обращает на себя подлинник постановления ЦИК и СНК СССР "Об Особом совещании при Народном комиссаре внутренних дел СССР", изданного 5 ноября 1934 года. Этот коллегиальный орган сыграл важную, хотя и не самую большую роль в событиях 1930-х годов, связанных с репрессиями и ссылками.
Хранится он в фондах Государственного архива РФ. Особое совещание существовало и до 1934 года. Как пояснили в Росархиве, впервые такой орган был создан при Министерстве внутренних дел в 1881 году, учредил его император Александр III.
По сути, это был карательный орган, обладавший полномочиями, позволявшими довольно быстро и сурово разделываться с теми, кто выступал против политики властей. В частности, Особое совещание Александра III имело право приговаривать к ссылке до 5 лет в отдаленные места империи и применяло данную норму к видным революционерам, включая Ленина, Сталина и Троцкого.
После Октябрьской революции 1917 года Особое совещание перестало существовать, но, видимо, Сталин не забыл о нем. Создание наркомата внутренних дел и ликвидация ОГПУ потребовали и создания нового органа, для чего в 1934 году была создана специальная комиссия.
В ее состав входили Каганович, Ягода, Берия, Вышинский и др. Результатом работы комиссии и стало постановление ЦИК и СНК СССР, наделившее Особое совещание при НКВД правом применять жесткие меры к лицам, признаваемым "общественно опасными".
НКВД СССРТак, Особое совещание могло отправлять таких граждан в ссылку на срок до 5 лет под гласный надзор. Список мест ссылки утверждался на уровне НКВД. Также Особое совещание обладало правом на высылку общественно опасных лиц на срок до 5 лет - тоже под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах СССР. Среди других мер были: заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет, высылка за пределы СССР иностранных подданных, являющихся общественно-опасными.
В то же время Особому совещанию предоставлялось право сокращать срок пребывания в ссылке или в исправительно-трудовом лагере и освобождать от дальнейшего пребывания в специальных трудовых поселениях.
"Роль Особого совещания в осуществлении репрессий была не самой значительной: его решениями в 1937-1938 гг. было осуждено 63 679 человек, тогда как "тройками" НКВД-УНКВД - 1 101 000 человек", - отмечает Росархив.
К слову, с решениями Особого совещания не всегда соглашались прокуроры. Упомянутое выше постановление предполагало, что в заседаниях Особого совещания обязательно должен был участвовать прокурор Союза ССР или его заместитель, который обладал правом протеста в Президиум ЦИК. В архиве сохранилось письмо прокурора СССР Андрея Вышинского, датированное февралем 1936 года.
"Так как все дела в Особом совещании рассматриваются заочно, без вызова обвиняемых и свидетелей, то рассмотрение особенно дел первых двух категорий [о контрреволюционной агитации и связанные с высказыванием террористических намерений] и вынесение по ним решений Особым совещанием представляют значительные трудности и сопряжено с опасностью допущения ошибок", - писал Вышинский Молотову.
Он ставил вопрос о преимущественном рассмотрении таких дел в судах, где обязателен личный допрос обвиняемого и проверка показаний свидетелей, вплоть до очных ставок.
Спустя год Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило новое положение об Особом совещании. НКВД было предоставлено право заключать в тюрьму на срок от 5 до 8 лет лиц, подозреваемых в шпионаже, вредительстве, диверсиях и террористической деятельности. А еще через полтора года вышло постановление СНК и ЦК ВКП(б) "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия". В соответствии с ним "тройки" были ликвидированы, а работа Особого совещания ограничена.