Юноша с Железным крестом
Родился будущий разведчик в обеспеченной немецкой семье в Баку. Когда мальчику исполнилось три года, родители переехали в Германию. Детство Рихарда было беспечным и уютным, но закончить реальное училище помешала Мировая война. Зорге добровольцем ушел на фронт, служил в артиллерии, в 1915 году получил ранение под Ипром, в госпитале сдал экзамены на аттестат зрелости и был произведен в ефрейторы.
Затем была кампания в Галиции против русских войск, новое ранение, производство в унтер-офицеры и Железный крест. При штурме Вердена Рихарда ранило очень тяжело, он несколько суток провисел на колючей проволоке. Врачи спасли его, но одна нога стала короче другой. В 1918 году 23-летнего Рихарда Зорге комиссовали по инвалидности.
Первая мировая войнаМолодой человек взялся за учебу и за год с небольшим получил ученые степени по экономике и праву. В госпитале он сблизился с социалистами и стал марксистом - тем более, что его двоюродный дед дружил с автором "Капитала". Рихард Зорге участвовал в матросском бунте в Киле, помогал революционерам в Берлине, едва не погиб. Был выслан обратно в Киль, оттуда перебрался в Гамбург и познакомился с Эрнстом Тельманом. Зорге работал журналистом и шахтером, вступил в компартию, а когда в Германии ее запретили, по приглашению Коминтерна переехал в Москву.
Он получил должность в аппарате Коминтерна, публиковал в толстых журналах статьи о проблемах революционного движения в Германии и США. В 1929 году во время командировки в Англию Зорге задержали. Британцы подозревали, что он прибыл на встречу со старшим офицером британской разведки, носителем ценной информации - но никаких обвинений предъявлено не было.
В том же году Зорге официально поступил на службу в Главное разведывательное управление Красной армии.
Москва - Шанхай
С 1930 года Рихард Зорге работал в Шанхае под псевдонимом Рамзай. Он познакомился с японским журналистом-коммунистом Хоцуми Одзаки и американской журналисткой, феминисткой и шпионкой Агнес Смедли. Первый стал главным информатором Зорге, вторая помогла ему наладить агентурную сеть.
"Талант Зорге был не только в том, чтобы добывать информацию. Он умел выстроить агентурную сеть, и уже она добывала для него информацию", - говорили о разведчике коллеги.
За шесть месяцев его разведгруппе удалось получить шифровальные коды, которыми пользовались немецкие советники при армии Чан Кайши, их поименный список, и раскрыть китайско-германский сговор о разработке и применении химического оружия.
В 1933 году Зорге переехал в Токио. Он - корреспондент нескольких немецких газет, аккредитацию получил благодаря рекомендательному письму мюнхенского профессора. На людях Рихард - прожигатель жизни: любитель женщин, вечеринок и быстрой езды на мотоцикле. Одновременно "Рамзай" руководил японской резидентурой, и мощный мотоцикл не раз помогал ему отрываться от слежки.
Но однажды подвел. В мае 1938 года Зорге получил важную информацию, которую требовалось срочно передать в Москву. Он помчался к радисту Максу Клаузену, по дороге попал в аварию и едва не погиб, врезавшись в стену. Его доставили в больницу с выбитыми зубами и переломами - а также с добытыми секретными документами и долларами. Спасло разведчика крепкое здоровье. Он оставался в сознании, смог вызвать Клаузена и передать ценности ему. Радист успел почистить и дом Рамзая - до того, как туда пришла полиция.
К концу 30-х годов сталинские репрессии проредили и разведку. Был арестован глава разведуправления, перед этим отбивший у Лубянки Зорге. Токийская резидентура попала в разряд неблагонадежных: было решено, что она вскрыта противником и работает под его контролем.
Высшее общество
Зато Хоцуми Одзаки оказался поистине бесценным агентом. Он окончил престижную школу в Токио, его одноклассники происходили из самых влиятельных семейств страны. Связи в высшем обществе помогли журналисту проникнуть в окружение премьер-министра Японии принца Коноэ. Тот вскоре убедился, что Одзаки в курсе международных дел и стал обсуждать с ним вопросы внешней политики, в том числе отношения с Германией.
Зорге первым предупредил Москву о том, что Германия готова напасть на Советский Союз. Правда, дата начала войны все время менялась. В марте 1941-го Рамзай писал, что нападение произойдет до конца года, но может и обойтись. В мае - что до конца месяца. 1 июня Зорге радирует, что Германия нападет 15 июня. Затем Рамзай отправил шифровку о начале войны до конца июня.
"То, что Зорге назвал точную дату, 22 июня - миф, появившийся при Хрущеве. Разведка не дала точной даты", - рассказал в интервью "Красной звезде" полковник Службы внешней разведки России Владимир Карпов.
С датой или без даты - Сталин сообщению Зорге не поверил. Не потому, что токийская резидентура считалась неблагонадежной, а Рамзай получил разрешение Разведупра на сотрудничество с абвером. Сталин просто никаким агентам не верил.
Ценную услугу Советскому Союзу Рамзай оказал в сентябре, когда через Одзаки узнал, что Япония не будет нападать на Советский Союз, а сосредоточится на войне с США. Это позволило перебросить с восточных границ к Москве 26 дивизий - они пошли в наступление в декабре 1941 года.
Вскоре вся группа Рамзая была арестована. Следствие длилось два года, Зорге и Одзаки приговорили к смертной казни через повешение. Радист Макс Клаузен и разведчик-югослав получили пожизненное заключение, еще 10 человек - сроки от 2 до 15 лет.
Казнили разведчика в токийской тюрьме "Сугамо" в 10:20 7 ноября 1944 года. Перед смертью Зорге на немецком языке поблагодарил администрацию тюрьмы за хорошее отношение, а затем произнес несколько слов на очень плохом японском - им Рихард так и не овладел. Он сказал: "Сэкигун (Красная Армия)! Кокусай кесанто (Коминтерн)! Собиэто кесанто (Советская компартия)!"
Советский разведчик Рихард ЗоргеКогда Зорге вынули из петли, его сердце билось еще восемь минут - это зафиксировал в протоколе судебный врач. Тело разведчика похоронили в тюремном дворе. Гражданская жена разведчика Исии Ханако искала возлюбленного несколько лет. Помог тюремный служащий, рассказавший, что при перезахоронении нашли тело крупного мужчины - скорее всего, иностранца. Исии опознала возлюбленного по шрамам от ранений на ногах, очкам и пряжке на поясе. Она кремировала Зорге и шесть лет хранила урну с прахом у себя дома. Затем похоронила ее на токийском кладбище Тама.
На могиле установлены два камня. На овальном куске базальта вырезано "Рихард Зорге" на немецком и японском языках, а также даты жизни. Выше установлена прямоугольная стела из черного полированного гранита с надписью на русском "Герой Советского Союза Рихард Зорге". На мраморной плите перед памятником - урна с прахом Исии Ханако. Могила занимает большую по японским меркам площадь и содержится в идеальном порядке.
Память
В честь Рихарда Зорге названы улицы и установлены памятники во многих городах России, ближнего зарубежья и Восточной Германии. Его имя носил советский танкер, СССР и ГДР выпустили марки с его портретом.