"Подокладные" или "фолежные" иконы - явление редкое и самобытное, зародилось в советские годы на волне гонений на церковь. Писаные лики или их фотографические отпечатки помещали в центр деревянного киота и, кроме фольги, украшали бумажными цветами, пропитанными парафином. В ход шли и другие подручные материалы - лыко, цветные лоскуты.
В советское время в разных регионах страны сложились свои художественные традиции создания и украшения икон. Фольгу было сложно найти, поэтому за основу часто брали фольгированные упаковки от молочных продуктов, им придавали устойчивую и фигурную форму.
"Хотя иконы и выглядят очень просто, на самом деле в них заложена и душа, и таланты, и мастерство людей, а самое главное, вера. Перед этими иконами молились в самые тяжелейшие годы нашего XX века новомученики и исповедники - люди, которые верили и умели молиться совсем не так, как мы сегодня", - отметил, благословляя выставку, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Проект, который реализует команда специалистов центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ и научно-издательского центра "Индрик", при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, является первым и единственным в своем роде в России как в части концепции, так и по составу экспонатов.
Выставка советских "фолежных" икон в Твери