Талантливый хулиган
Родина Олега Борисова - село Яковлевское Ивановской области (сегодня - город Приволжск). Его отец возглавлял сельхозинститут, мама (наполовину немка, наполовину румынка) была агрономом. Мальчику при рождении дали звучное имя Альберт - в честь бельгийского принца. Уже будучи известным актером, Борисов писал, что долго искал следы своего тезки: "Побывал в Лондоне, постоял у Альберт-холла, в библиотеке отца книгу прочитал о каком-то Альберте фон Большадте, учителе Фомы Аквинского". Спустя четыре года после появления первенца в семье родился еще один мальчик - Лев, который тоже стал известным актером.
В 1934 году Борисовы переехали в село Карабиха Ярославской области. Мама мальчиков записалась в местный кружок самодеятельности и брала детей с собой на занятия. Тогда маленький Альберт познакомился с театром: он любил прятаться за кулисами, наблюдать, как играют актеры, работает режиссер.
Актер театра и кино Олег БорисовВ школе Борисов учился плохо: был неусидчивым, много хулиганил, предпочитал играть в казаков, пулялся горохом, играл с друзьями в "раскулачивание" (рассказывают, что однажды мальчишки забрали у соседа самогонный аппарат). По воспоминаниям актера, для него важнее всего были двор и улица: "Там жил один удивительный человек, намного взрослее нас, пацанов, у него была своя мастерская, он делал броневички педальные для ребят. "Заходите, пожалуйста, заходите" - приглашал он. Это было высшим признанием".
После начала Великой Отечественной войны отец Борисова ушел на фронт добровольцем, маму с двумя мальчиками отправили в казахский город Чимкент. Семья жила в местном театре, рядом со сценой. "У меня от вшей поднялась температура - до сорока. Стою голый на скамейке, а мать кидает в буржуйку все мои вещи, одежду. Плачет Лева, младший брат", - вспоминал тяжелые годы актер. Он устроился работать наравне со взрослыми в колхоз - помогал на лесопилке, научился водить трактор, косил траву.
В 1943 году Борисовы вернулись в Ярославскую область. Альберт снова пошел в школу, но учился по-прежнему плохо. Зато хорошо играл в футбол и был очень артистичным: ему отдавали все главные роли в самодеятельных спектаклях. По воспоминаниям Борисова, преподаватель физики по фамилии Заяц люто его ненавидел - как самого отстающего по предмету. Но однажды пришел на школьный спектакль и увидел Борисова в главной роли - убийцы Кирова. Расчувствовавшийся учитель заявил, что поможет Альберту сдать экзамен - заранее выберет билет, чтобы он его вызубрил. И взял с него обещание никогда не связываться с точными науками.
Судьбоносная книга
Школу Альберт закончил в Подмосковье, куда после войны перебралась семья. Борисов мечтал поступить на японское отделение в Институт Востоковедения - туда же собирались его одноклассники. Класс был очень дружным, и ребята вместе решили подавать документы в вуз. Но стать востоковедом Борисову помешал случай.
Молодой человек нашел на скамейке возле дома книгу знаменитой певицы Конкордии Антаровой "Беседы К.С. Станиславского". Он буквально проглотил ее за несколько дней. "Сильное впечатление произвело упражнение, когда немому нужно было объясниться в любви к женщине, как должен был появиться отвратительный скрип вместо чарующего голоса. Я этот скрип хорошо натренировал и стал с ним ко всем приставать", - рассказывал актер. После этого он решил попытать счастья на экзаменах в Школе-студии МХАТ. И поступил.
Тогда же Альберт превратился в Олега - сценическое имя ему дали однокурсники.
"Держали нас в строгости. Наш мастер Г.А. Герасимов терпеливо сдирал с нас наносное, неживое и добивался, чтобы мы делали все без фальши - независимо от того, посетит ли нас вдохновение", - писал в воспоминаниях Олег Иванович. После учебы все ожидали, что Борисова, как одного из самых талантливых студентов, направят в МХАТ. Но не вышло - он получил направление в Киевский Государственный Русский драматический театр имени Леси Украинки.
Молодой актер поначалу в буквальном смысле жил в театре. Его задействовали в эпизодических ролях, но вскоре он стал играть ключевых героев. В киевском театре он прослужил 12 лет - до 1963 года. Многие зрители ходили исключительно "на Борисова".
Комедийный талант
Первую роль в кино - рабочего-подпольщика - Олег Борисов сыграл в 1955 году в экранизации романа Горького "Мать". После были роли еще в семи фильмах, включая "Сегодня увольнения не будет…". Это курсовая работа студентов ВГИКа Александра Гордона и Андрея Тарковского.
Тарковский увидел Борисова в Москве, где актер был на гастролях с театром. Он подошел к Олегу Ивановичу и пригласил на главную роль - капитана Галича, руководителя саперной группы. "Сценарий понравился, и я согласился не раздумывая. Все лето мы провели в Курске… Этот фильм стал важной частичкой моей жизни. Вероятно, содружество с Тарковским могло бы продолжиться - он приглашал меня в картину "Иваново детство", но из-за занятости в театре я сниматься не смог", - вспоминал позже Борисов.
В 1961 году он стал кинозвездой - на экраны вышла комедия "За двумя зайцами", где он перевоплотился в обаятельного мошенника Свирида Голохвастов. Вот что написано об этой роли в книге друга актера Александра Горбунова "Олег Борисов": "Надо отдать должное режиссеру фильма Виктору Иванову. У него было чутье на талантливых артистов. На главную роль он хотел пригласить либо Николая Гриценко, либо Олега Борисова. Олег пробовался первым. С этой минуты другого актера Иванов представить не мог. Борисов всегда старался сдерживать свой комедийный дар, боясь перегнуть палку. Но в "Зайцах" он дал себе волю.
"А кому ж я не пондравлюсь?.. Честь имею рекомендовать себя: Свирид Петрович Голохвастов. Собственной персоной... Ну, не рвите мое сердце как паклю. В груди моей Везувий так и клокотит". Театровед и кинокритик Татьяна Москвина рассказывает, что не раз слышала, "как знатоки, настоящие знатоки, понимающие толк в актерской игре (как бывают знатоки вин или лошадей), восклицали о Борисове - ну да, Товстоногов, БДТ, но помните "За двумя зайцами", вот где была прелесть!".
В 1960-х годах комедию посмотрели 20 миллионов зрителей. А на вышедшую в 1964 году картину Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу", где Олег Борисов исполнил роль журналиста Никитина, в первый год проката пришли 30 миллионов человек. По воспоминанию Рязанова, он "…пытался переломить условность ситуаций и характеров максимально правдивой съемкой и достоверной, без комикования игрой актеров… Я привлек актеров, которых скорее можно было бы назвать драматическими". Главную женскую роль в комедии исполнила Лариса Голубкина. Олег Борисов стал одним из самых известных в то время киноактеров.
Предательство коллег
Фильм "За двумя зайцами" стал для актера судьбоносным. В 1963 году Министерство культуры отправило Олега Борисова с "За двумя зайцами" на декаду советского кино в Варшаву. В театре, где он служил, попытались эту поездку отменить, назвали ее "самовольной". Но Олег Иванович все же отправился за рубеж. Тогда его уволили. Более того, коллектив отправил в газету "Советская культура" письмо, где называл актера "зазнавшимся". Эту кляузу подписали все актеры, кроме Ады Роговцевой.
Позже стало известно, что это была ошибка чиновников Минкульта - они не предупредили о поездке дирекцию театра. Приказ об увольнении Борисова отменили, но он решил не возвращаться - так его задело предательство коллег. Олег Иванович переехал в Москву, год прослужил в драматическом театре имени Пушкина, а после, по приглашению Георгия Товстоногова, устроился в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького (сегодня он носит имя режиссера).
Товстоногов часто приезжал в Киев - для него это была кладезь талантов. Он переманил к себе в БДТ Кирилла Лаврова, Павла Луспекаева, Михаила Волкова. Настал черед и Олега Борисова. "Организовал встречу Павел Луспекаев… Товстоногов обо мне слышал от него, Копеляна, интересовались мнением моей жены. Зарплату обещал такую же и без работы не останетесь. Первую роль я получил в спектакле "Еще раз про любовь". Не густо! Увидев, что я подскис, Павел начал проводить со мной работу: "Понимаешь, когда я тебе встречу устраивал, то всего не сказал… Просто хотел, чтобы ты здесь работал. Тут - лестница, на которой у каждого своя ступенька. Кто-то стоит повыше, кто-то пониже. Если ты далеко высунешься, то тебе тут же укажут твое место. Но не грусти! Я тут, и в обиду не дам!". Я успокоился, так как понял, что все начинать надо сначала".
Борисов показал мощь своего таланта в спектакле "Король Генрих IV", где перевоплотился в принца Гарри. Рассказывают, что после этой постановки Товстоногов заявил, что не будет больше ничего ставить "без этого артиста". Но в итоге знаковых ролей у Олега Ивановича так и не было, за редким исключением (он сыграл Григория Мелехова в "Тихом Доне", Сиплого в "Оптимистической трагедии", Суслова в "Дачниках"). Борисов хотел уйти из БДТ, но его "соблазнили" ролью Хлестакова в "Ревизоре".
Но эта история закончилась некрасиво. После долгих колебаний Товстоногов отдал Хлестакова Олегу Басилашвили. "Борисов готовился не только к съемкам или к спектаклям, он готовился к каждой репетиции. И он обложился книгами, он готовился, читал, думал, анализировал, отказался от всех съемок, отказался от отпуска. Никаких отпусков, никаких съемок - ничего. Наступает сентябрь, сбор труппы, распределение ролей. "Басилашвили, Борисов". Он заболел на нервной почве после этого", - вспоминал Александр Горбунов.
В итоге в 1983 году актер ушел из БДТ и устроился в МХАТ к Олегу Ефремову. О служении в этом театре он мечтал, еще будучи студентом.
Любовь к Достоевскому
В кино Олег Борисов снимался параллельно с работой в театре. В числе его ярких ролей - разведчик Виктор Соломин в "Проверке на дорогах" Алексей Германа. Картина была снята в 1970 году, но показали ее только во времена перестройки - якобы она бросала тень на партизанское движение. В 1973 году актер исполнил главную роль в картине "Крах инженера Гарина". Всего в 70-е годы он был занят в более чем 15 картинах.
В конце 70-х режиссер Александр Зархи начал снимать "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" с Борисовым в главной роли. Олег Иванович считал автора "Преступления и наказания" своим любимым и очень трепетно отнесся к роли. Из-за этого у него возникли разногласия с режиссером. Достоевского в представлении Зархи был более примитивным, чем считал Борисов. Актер отказался играть в картине. Разгневанный режиссер написал докладную руководству "Мосфильма" и потребовал наказать артиста. В итоге Борисова отстранили от съемок на киностудии на два года.
По иронии судьбы, одной из самых ярких ролей в театре у Олега Ивановича стал Ростовщик в постановке "Кроткая" по Достоевскому. Он исполнил эту роль еще в БДТ, режиссером спектакля был ученик Товстоногова Лев Додин. А в 1985-ом снова сыграл у Додина, но уже в МХАТе.
"Кроткая, ставшая вершиной его творчества в БДТ, была спектаклем - монологом, воспринять который можно было, только переживая слово Достоевского. О Борисове говорили, что человек он невыносимый, работать с ним невозможно, очень сложный характер. Но режиссеры отмечали, что это актер, с которым не нужно работать. Он сам отсекал от себя все случайное и неверное. В спектаклях он принимал участие не как исполнитель, а как человек, который делает эту роль. Его всегда отличало чувство меры - редчайшее качество актера", - писал театровед Виктор Кутуркин.
"Забыл я про Венецию"
В 1980-х годах Олег Борисов очень много снимался в кино. В числе его работ - "Остановился поезд" Вадима Абдрашитова. За роль следователя Ермакова актер получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. С Абдрашитовым Борисов поработал снова в 1988 году, в картине "Слуга". За исполнение роли чиновника Андрея Гудионова Олега Ивановича наградили премией "Ника", а позже - Государственной премией СССР.
В 1988 году Олег Борисов снялся в короткометражном болгарском фильме "Единственный свидетель". За всю картину актер произносит всего лишь три десятка слов. Изначально в сценарии было много текста, и режиссер Михаил Пандурски предложил Борисову плотно заняться болгарским языком. Олег Иванович предложил в ответ сократить текст.
"Единственный свидетель" включили в основной конкурс Венецианского кинофестиваля. Режиссер пригласил Борисова приехать, Олег Иванович попросился в состав делегации Союза кинематографистов, но ему отказали: "У вас картина болгарская, вот если бы наша…"
"Забыл я про Венецию, - записал в дневнике Борисов, - не суждено мне, значит, на гондоле… Вдруг ночью раздается звонок от Марии Тер-Маркарян, подруги Эдика Кочергина. Услыхала по "вражьему голосу", что премию за лучшую мужскую роль в Венеции присудили мне. Тут и Пандурски звонит. Спрашиваю: "Премия денежная?" - "Тут денег не платят. Зато Кубок Вольпи передо мной: тяжелая малахитовая подставка - убить можно, - проба серебра №683, да еще лев выгравирован. Искал тебя Де Ниро, познакомиться хотел. Он же тоже был в номинации. И еще Мастроянни среди почетных гостей… Я им всем сказал, что ты занят, снимаешься…"
Спустя неделю Кубок Вольпи, которым в разные годы удостаивали Пьера Бланшара, Жана Габена, Берта Ланкастера, Хью Гранта, Марчелло Мастроянни был у Борисовых. "Мы ему специальную подставку придумали, - записал Олег Иванович. - Хожу вокруг него, глажу... Наши газеты как-то стыдливо об этом пишут. Подтекст такой: премия премией, но картину-то никто не видел. Надо бы ее обсудить, проинспектировать…"
Потом Кубок Вольпи вместе со многими другими наградами артиста "переместился в мемориальную комнату Олега Борисова в Историческом музее города Приволжска", - написал в своей книге Александр Горбунов.
В 1991 году Олег Иванович ушел на пенсию. Вместе с сыном Юрием он создал "Антрепризу Олега Борисова" - сам ставил спектакли. 16 последних лет жизни он тяжело болел лимфолейкозом. Об этом знали только близкие актера.
Свою последнюю роль - Бога и Мефистофеля - Олег Борисов сыграл в картине своего сына "Мне скучно, бес", которая вышла в 1993 году. Актера положили в больницу: 40-летие супружеской жизни с супругой Аллой он отметил прямо в больничной палате. 28 апреля 1994 года Борисова не стало. Ему было 64 года. Актера похоронили на Новодевичьем кладбище.