Для анализа были использованы результаты археологических исследований ученых Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан и Казанского (Приволжского) федерального университета.
Статья авторского коллектива опубликована на страницах научного сборника "Культуры и цивилизации Центральной Азии от неолита до средневековья".
В рамках исследования группа ученых получила информацию об объектах культурного и археологического наследия, расположенных по предполагаемой траектории Шелкового пути на территории Поволжья.
Анализ проводился путем выборки пространственных данных в геоинформационной системе. В частности, были определены центры торгового пути на исследуемой территории. Ими оказались памятники домонгольского и золотоордынского этапов, созданные в период развития двух мощных государств - Волжской Булгарии и Золотой Орды.
Эти объекты стали основными точками для реконструкции маршрута Волжского торгового пути, которая была выполнена с учетом особенностей рельефа местности по топографическим картам и спутниковым снимкам. В результате получилась карта, охватывающая территорию от Астрахани до Казани. Общая протяженность воссозданного маршрута составила 1230 км.
"По результатам моделирования маршрута Волжского торгового пути можно наблюдать концентрацию объектов археологического наследия в районе Нижнего Поволжья и Волго-Камья, - пишут ученые. - При реконструкции древнего пути на участках, где археологическая информация отсутствует, построение пути возможно либо по рельефу, либо по существующим современным дорогам. По данному проекту существует необходимость дальнейшего проведения археологических исследований".
Великий шелковый путь вошел в историю мировой цивилизации как первый глобальный маршрут, который, впрочем, состоял из целой сети сухопутных и водных маршрутов. Эта сеть опутывала гигантскую территорию и связывала между собой древние общества Восточной, Южной, Центральной и Западной Азии, а также Средиземноморья.
Авторы научной работы отмечают, что термин "шелковый путь" появился относительно недавно, особенно по сравнению с возрастом самого пути. В научный оборот в 1877 году его ввел немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. Термин "шелковый путь" он использовал для обозначения транспортных связей от Средиземноморья до Тихого океана.
Определение "Великий" было добавлено к термину позже, когда стали понятны масштабы этого грандиозного пути. Он до сих пор является рекордсменом по протяженности, которая превышала 7 тысяч километров.
Известно, что Великий шелковый путь проходил через Китай, Центральную Азию, Россию, Восточную, Северную и Западную Европу, через Корею и Японию, Индию, Средний и Ближний Восток.
Это была не прямая дорога, а сеть извилистых дорог, но вкупе Великий шелковый путь был именно дорогой, по которой массово перевозились различные грузы и товары.
Впрочем, ученые отмечают, что еще куда более важную роль этот путь сыграл в налаживании культурных связей и взаимообмена между древними сообществами. Он помогал древним цивилизациям обмениваться технологиями, научными достижениями и культурными ценностями, что заметно повлияло все мировое развитие.