Швейцарские ученые пригласили 70 добровольцев (27 мужчин и 43 женщины, средний возраст 25 лет) и дали им послушать звуки, издаваемые 3D-репликами "свистков смерти". Затем попросили описать свои ощущения и замерили нейронную активность слуховой коры участников тестов с помощью фМРТ-сканирования.
Оказалось, что высокочастотные, пронзительные звуки этих свистков повышают нейронную активность в слуховой коре и действительно вызывают негативные эмоции от тревоги и страха до паники и ужаса. Участники исследования заявляли, что звуки их "пугают", "вызывают отвращение", "внушают трепет и благоговение".
Исследователи изучили все нейронные реакции и обнаружили, что звуки "свистка смерти" воспринимаются как гибрид естественного и искусственного происхождения, и мозг человека не может быстро его расшифровать и обработать. А это усиливает эмоциональное воздействие и подстегивает воображение.
О "свистке смерти" известно следующее. В 1999 году на раскопках в древнем ацтекском храме в Мехико нашли обезглавленный скелет человека, принесенного в жертву. Он умер, держа в руке небольшой керамический предмет в форме черепа, похожий на украшение или игрушку. О том, что это музыкальный инструмент, узнали спустя 15 лет, и вот тогда появилось несколько гипотез о его назначении.
Одни говорят, что свисток применялся во время торжественных церемоний, связанных с жертвоприношениями богу ветра Эхекатлю, и обрядов погребения усопших. Его звук напоминал звук пронизывающего ветра, создавал инфернальную атмосферу и "помогал" умершим совершить путешествие в подземное царство Миктлан.
Другие считают, что такие свистки могли использовать ацтекские воины для устрашения противника на поле боя. Однако чтобы подтвердить эту догадку, необходимо найти останки хотя бы одного ацтекского воина со "свистком смерти" на шее.
Эксперимент швейцарских нейробиологов может служить подтверждением любой из этих гипотез - да, звук свистка не из приятных и воздействует на мозг человека. Однако сами исследователи склоняются к тому, что "черепа-свистульки" использовались в ритуальных целях, а не во время сражений. На поле боя вполне справлялись другие духовые инструменты - например, флейты и рожки.