19.11.2024 06:57
"Родина"

Светлое будущее глазами крестьянских поэтов 1920-х - свобода женщин, комсомол и тракторы

Светлое будущее глазами крестьянских поэтов 1920-х годов
Текст:  Денис Давыдов (доктор исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №11 (1124)
Занятия в школе ликбеза. 1920 г.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

"Новая деревня" и ее читатели

Двадцатые годы прошлого столетия стали для деревни своего рода отдушиной: восстановление мирной жизни позволило советскому правительству серьезно заняться культурными потребностями сельских жителей. Массовое открытие школ по ликвидации неграмотности (ликбезов) приобщало крестьянин к чтению, увеличилось количество сельских газет и журналов. Одним из таких изданий стала газета "Новая деревня" - орган Татарского областного комитета РКП(б), в этом году отметившая столетний юбилей.

Газета вполне оправдывала свое название. Адресованная как простым жителям села, так и местному партийному активу, она на своих страницах писала обо всем, что действительно волновало читателя. Статьи о деятельности руководителей государства соседствовали с обзорами международной жизни, советы по ведению сельского хозяйства перекликались с вопросами образования и медицины. "Изюминкой" же стала "поэтическая страничка". Для приобщения сельского читателя к миру поэзии в газете появлялись такие рубрики, как "Творчество рабочих и крестьян", "Крестьянское творчество" и др. Авторами литературных произведений - добровольными корреспондентами - становились сами крестьяне или рабочие, читавшие газету.

Селькоры-поэты

Развитие селькоровского движения в 1920-е гг. приобрело заметный размах: общая численность действующих в стране рабочих, крестьянских, а также военных корреспондентов в 1925 г. превысила 150 тысяч человек1. Сотни селькоров работали и в Татарской республике. Самая их активная часть приняла участие в прошедшем в Казани в мае 1925 года I Съезде рабкоров и селькоров ТАССР, на котором присутствовало 477 делегатов2.

Особое место в рядах сельских корреспондентов заняли те, кто был способен донести свою мысль звонкой поэтической фразой. Нарком просвещения А.В. Луначарский, обращаясь к творчеству поэта из трудовых низов, подчеркивал: "Он потому поэт, что из переполненного сердца рвется песня"3.

Как большевики решали проблемы с лояльностью населения в 1920-е годы

Творчество выходцев из местной среды очень хорошо принималось простыми читателями. Даже доля политической агитации в контексте таких стихов воспринималась вполне естественно, а потому позитивно.

Чему же посвящалась поэзия сельских масс, какие волнующие читателя проблемы поднимала она сто лет назад?

"Труд свой пожнут долгожданный..."

Сюжетные линии многих стихотворений выстаивались вокруг темы свободного труда. Революция, как утверждалось, свергла власть эксплуататоров, и землероб, избавившийся от вековых оков помещичьей кабалы, наконец-то смог расправить плечи. Вот как об этом пишет Г. Деев-Хомяковский в номере за 5 июня 1924 года:

В те времена перед крестьянами ставили задачу модернизации труда: отказ от пережившего века способа обработки земли - трехпольного севооборота и перехода к многопольному. Конечно, чуткие сельские поэты-селькоры не могли пройти мимо этой темы.

Борьбе с трехполкой были посвящены строки, автор которых - крестьянин Глазков в номере за 15 марта 1925 года:

Стихи селькоров выражали еще одну мечту крестьянства - применение машин и современных технологий. Основное место здесь занял символ прогресса - трактор. Характерно, что самих тракторов на полях страны в то время было крайне мало: отечественных машин к 1928 г. было выпущено всего 13006, подавляющее количество механизированной техники закупалось за рубежом. Даже сеялки и молотилки на конской тяге оставались редкостью.

Выдающийся ученый-аграрник В.П. Данилов обратил внимание на крайне низкую - 1,7% - долю использования механических двигателей в общем объеме тягловой силы в 1926 г.7 Как следствие, тяжелый физический труд оставался обыденностью для крестьянских семей. "Стальной конь" был диковинкой, а его стоимость - порядка 2000 рублей при среднегодовом доходе крестьянского хозяйства Татарской республики в 42,5 рубля в 1924-25 гг.8 - просто запредельная. Тем не менее разговоры о мощи стальной машины звучали все громче. В номере за 28 июня 1924 года об этом писал Н. Бирюков:

"Эй, пошли, бабье, в ликбез!"

Еще одна тема для сельских поэтов - приобщение к учебе. Но путь к новой жизни был не так прост. Пережившая Гражданскую войну и массовый голод республика испытывала крайний недостаток школьных помещений, квалифицированных учителей, письменных принадлежностей.

Что и как играли театры в сельской местности в 1920-е годы

Многим было не до учебы: изнурительный труд в поле, постоянные поиски заработков занимали все свободные время. Особенно остро эта проблема стояла перед женщинами. Тем не менее за период с весны 1923 г. до начала 1927 г. общий уровень грамотности крестьянского населения Татарии вырос с 22% до 33,8% (45,3% у мужчин и 23,7% у женщин)10.

Оптимизмом дышат строки стихотворения А. Свинцовой в номере за 25 октября 1924 года:

"И сказала дома мужу: "Я ведь равноправная".

Популярная сюжетная линия - обращение к образу новой женщины - комсомолки, делегатки, поборницы мероприятий советской власти. События октябрьской революции ускорили процессы эмансипации. Рядом законодательных актов упрощалась процедура заключения и расторжения брака, женщина получила право защищать свои интересы через женсоветы, создаваемые в том числе и в сельской местности.

/ РИА Новости

Между тем, по признанию местных партийных органов, политическая активность женщин оставалась еще низкой. Подчеркивалось, что в татарских селах женщины на собрания не ходят, боясь быть осмеянными со стороны мужчин12. Сами женщины жаловались на то, что с их голосом мало считаются, а "в отдельных случаях к предложениям их относятся иронически"13.

Как сельчан приобщали в 1920-е годы к "важнейшему из искусств"

Вот почему образ свободной женщины, способной отречься от старых традиций, дать отпор сельскому кулаку или мужу-пьянице, приобрел особую актуальность. Об этом стихотворение П. Кочетовой в номере за 25 октября 1924 года:

Советские плакаты на тему материнства

Озорной, веселый образ делегатки был представлен в еще одном стихе селькора Акимовой, написанном в популярном народном жанре в номере за 26 октября 1924 года:

ДЕЛЕГАТСКИЕ ЧАСТУШКИ15

"Разве можно тосковать, похныкивать..."

Тематика новой жизни была бы неполной без обращения к судьбе сельской молодежи. Не секрет, что ее социальный статус в 1920-е гг. порой оставался довольно зыбким, а перспективы - туманными. Деревня, оторванная от очагов культуры, оставалась предоставленной самой себе: разгул пьянства и хулиганства достигал устрашающих размеров.

/ РИА Новости

Куда было податься молодому поколению? Конечно, в комсомол! Правда, и здесь еще было много формализма. Все это поднимало вопрос о том, кто же такой комсомолец на самом деле? Ответом на него стали строки М. Мусиенко, опубликованные 18 октября 1924 года:

КОМСОМОЛЕЦ16

1920-е гг. острые дискуссии сотрясали верхи партии. По какому пути направить крестьянство? Как использовать потенциал миллионов сельских жителей в интересах социализма? Селькоры не могли не обратить на это внимание.

/ РИА Новости

Как следствие, из-под пера поэтов стали чаще выходить произведения назидательного характера. Посредством стихотворного слога крестьян призывали проявлять активность в избирательных кампаниях, бороться против "кулацкого засилья", отрекаться от религии. Вот как это выразил Ф. Шоев в номере за 9 октября 1924 года:

ПИСЬМО КРЕСТЬЯНИНУ17

К сожалению, дальнейшая политизация общественной жизни, усиление борьбы с "классовыми врагами" вытеснили проводимый ранее курс по поддержке крестьянства. Стихи стали чаще создаваться строго в агитационных целях, уже не вызывая массового читательского отклика.

/ РИА Новости

Попыткой поддержать творчество сельских масс стало появление в 1927 г. в "Новой деревне" специальной рубрики - "Литературная страница". Однако заявленную периодичность ее выхода - один раз в месяц - выдержать не удалось. С 1928 г. в публикации стихов наметился спад, а со следующего года она практически прекратилась. Таким образом, время приобщения сельских жителей к светлому будущему через мир душевной поэзии оказалось коротким. Крестьянство уже стояло на пороге "великого перелома"...

Научная библиотека Родная речь