- Факт, который ускользает из общественного сознания - Пушкин был настоящим историком, - отметила куратор выставки Татьяна Петрова. - Он избегал в исторических произведениях вымысла, не пользовался компиляциями. Он использовал новые источники, работал в архивах, открывал новые документы. В Петровской эпохе это тем более непросто, так как почерк Петра Великого самый сложный, его трудно расшифровать. Пушкин порой просто его перерисовывал, чтобы потом разобраться.
В 1831 году Николай I доверил Пушкину задачу написать историю Петра. Чтобы открыть для поэта двери государственных архивов, его вновь приняли на службу, ведь обычное частное лицо не имело доступа к таким документам.
- Пушкин с восторгом писал одному из своих друзей, что царь разрешил ему рыться в архивах, - сказала Петрова.
Труд о Петре Пушкин не закончил, так как занялся историей Пугачевского бунта, а потом помешала дуэль и смерть поэта. Работа о Пугачеве - единственный завершенный исторический труд классика. "Родина" писала о том, зачем царю нужна была такая историческая работа.
- Пушкин отправился в Поволжье и на Урал, собирал свидетельства тех, кто своими глазами видел Пугачева, - говорит Петрова. - У нас на выставке есть очень интересный документ. Он похож на детские каракули. Это в самом деле каракули, только пугачевские, это его автограф. Он был неграмотным, но стремился показать, что он настоящий император - показывал, что умеет управляться с пером и бумагой, писал эти каракули. А внизу на документе - своеобразный "перевод" того, что начертано Пугачевым. Перевод на европейские языки его титула (его величество Петр III), который сделал Михаил Шванович - потомственный дворянин, перешедший на сторону бунтовщика.
Выставка "Пушкин. Страницы истории" в Историческом музее