Главным экспонатом античного зала станет уникальная для России фреска с воином на коне, возвращающимся из похода (IV век до нашей эры). Изображение нанесено темперными красками по мягкому камню - травертину - и было частью гробницы в Капуе. Монументальные античные фрески в принципе встречаются очень редко. Археологи находят их только в двух процентах захоронений в этой местности на юге Италии, где изучено несколько сотен гробниц. В музеях нашей страны таких фресок просто нет. "Всадник из Капуи" поступил в собрание полтора столетия назад и уже тогда нуждался в реставрации: плиту прорезала трещина, краска облупилась.
Но укрепить памятник смогли только в XXI веке. Во Всероссийском реставрационном центре имени И. Грабаря разработали особую методику. Сейчас плита сохнет после склейки. В начале 2025 года фреску впервые в истории представят на публике в рамках спецпроекта ГМИИ имени А. Пушкина и по его окончании вернут в Воронеж.
В античной коллекции воронежского музея - около 500 единиц хранения. До недавних пор обычные посетители могли увидеть лишь 80. Их расположение в целом не менялось с 1966 года. После ремонта и замены оборудования в зале доступно 130 экспонатов. Наряду со сравнительно крупными вещами - такими как мраморная голова юноши (IV век до н. э.) или этрусская тарелка-жертвенник на ножке (V век до н. э.), добавились осколки керамики с интересными росписями. Первые посетители даже подозревали, что динамичные штрихи, которыми процарапаны морды и усы пантер и львов, сделаны в наши дни.
- По рисунку эти фрагменты рифмуются с сосудами, которые мы можем показать целиком. Например, чернофигурный сосуд-килик украшен фигурками курочки и петушка - видно, что это была поточная работа, но на каком высоком уровне она выполнена! До сих пор мы не выставляли предметы с большими утратами (осколки чаш, голову актера в маске, статуэтку воина со щитом), потому что их невозможно установить на ровную поверхность. Сейчас решение найдено. Такие мелочи позволяют переключать внимание и воспринимать историю искусства более эмоционально, - пояснила ученый секретарь Воронежского художественного музея имени И. Крамского Наталья Бакина.
Из тех же соображений в зале устроили "детскую", или "бытовую" витрину. Рядом с ней можно рассказывать о том, как жили самые обыкновенные древние греки. Не боги и герои, которые так выразительно нарисованы на черно- и краснофигурных вазах с Зевсом, Медузой Горгоной и битвой титанов, а, например, домохозяйки.
Как и современным женщинам, им нужны были зеркала (правда, тогда их делали из полированной бронзы), ключи, шкатулки для драгоценностей, баночки для косметики и пряностей. Из отдельных бусин разного цвета, которые поступили в фонды с раскопок, музейщики собрали несколько шейных украшений. Выставили слегка закопченный масляный светильник самого типичного вида и его "усиленную" версию с шестью рожками, которая была, очевидно, античным аналогом люстры или софита. На заднем плане можно рассмотреть скребок для тела - такими атлеты счищали с тела масло и пыль.
Законченный вид приобрела глиняная марионетка, которая прежде выглядела как простая кукла с полым туловищем в виде конуса. В запасниках нашлись для нее подходящие конечности. Если их подвесить на шнурке или палочке, продетой через отверстия в боках, то марионетка сможет болтать ножками.
После реэкспозиции многие уже знакомые воронежцам предметы можно рассмотреть в буквальном смысле в новом свете (лампы поступили по нацпроекту "Культура") и со всех сторон. На сосудах встречаются изображения умерших, девушки с мячом, сапожком и "лесенкой Диониса" (древний музыкальный инструмент).
В центре внимания оказался мраморный торс девушки в хитоне (V век до н. э.), которая до того находилась в неприметной витрине для кого-то была просто куском мрамора на светлом фоне. Сейчас видно все до мелочей, вплоть до пуговиц и складок кожи.
Античная коллекция музея Воронежа- Древнегреческая скульптура дошла до нас преимущественно в римских копиях: деревянные и бронзовые оригиналы не уцелели. Торс ценен тем, что это - подлинник. Несмотря на отсутствие головы, ног, кистей рук - можно оценить, какой огромный путь проделали ваятели от архаических форм, когда скульптуры людей выглядели как чурбачки. Девушка спокойно стоит, но в ней чувствуется внутреннее движение, - подчеркнула Наталья Бакина.
Кроме настоящих древностей, в зале выставлены и гальванокопии вещей из так называемого "клада Приама" (например, "маска Агамемнона"). В Воронеж они, как и большая часть нынешнего античного собрания, прибыли в 1918 году в составе музея изящных искусств Дерптского (Юрьевского) университета. Вуз эвакуировался из прифронтовой полосы.
- Копии, слепки, имитации традиционно служили наглядными пособиями для студентов. Античная культура была основой университетского образования, поэтому Дерптский университет с 1860-х годов тщательно формировал свою коллекцию, приобретая артефакты на антикварном рынке Европы. Самые ценные были куплены через секретаря археологического института в Берлине Вольфганга Гельбига. Ему обязаны своими лучшими экспонатами ГМИИ имени А. Пушкина, Эрмитаж и многие зарубежные музеи, - отметила Бакина.