Сконструировал самолет в 12 лет
Михаил Миль родился в Иркутске в семье интеллигентов. С детства ему прививали любовь к искусству. Мальчик много читал, хорошо рисовал, с легкостью изучал иностранные языки, писал стихи и занимался музыкой. Но в итоге стал не гуманитарием, а технарем. В 12 лет он получил приз на конкурсе авиамоделистов в Новосибирске. В стране началась эра повального увлечения воздухоплаванием, и Миль решил стать авиаконструктором.
Был отчислен из вуза за происхождение
Миль поступил в Сибирский технологический институт. Он был одним из самых способных студентов на курсе: в 1925 году сам спроектировал легкий одноместный планер и совершил на нем первый полет. Учился блестяще, но в 1927 году его отчислили из вуза по доносу - как "классово чуждого элемента". Кому-то не понравилось, что Михаил происходил из зажиточной семьи - происхождение у него было "непролетарское".
Но молодой человек не сдался. Он устроился на работу на кожевенное производство в Томске, в химической лаборатории добился улучшения некоторых рабочих процессов по обработке сырья. И спустя год, уже как "пролетарий", причем, с прекрасной характеристикой, снова поступил в вуз - но уже в Донской политехнический институт в Новочеркасске.
Здесь его конструкторский талант проявился в полную силу. Миль получил доступ к аэродинамической трубе (второй в стране, после Центрального аэрогидродинамического института - ЦАГИ), проводил в ней эксперименты, подключился к созданию первого советского автожира (винтокрылого летательного аппарата) "Красный инженер" в ЦАГИ.
Отказался уничтожать архив
После окончания института Михаила Миля взяли на работу в ЦАГИ, где он быстро взлетел по карьерной лестнице - стал сначала начальником бригады аэродинамики Отдела особых конструкций, затем инженером Опытного конструкторского бюро, а после замдиректора строящегося завода по производству автожиров военного назначения.
После начала войны авиаконструкторов эвакуировали на Средний Урал. Милю поручили уничтожить архив Отдела особых конструкций - для того, чтобы ценные разработки не попали в руки врага. Но сделать это означало похоронить итог многолетнего труда десятков людей. Михаил решил рискнуть - вынес документы из лаборатории и увез с собой. В будущем они стали полезным подспорьем для проектирования вертолетов.
Создал устройство для спасения самолетов
В тылу Миль занялся важной задачей - улучшал конструкцию боевых самолетов Ил-2, Ил-4, Ла-5. Ему нужно было решить серьезную проблему: когда воздушное судно, нагруженное боеприпасами, теряло скорость, оно тут же уходило в штопор. Выйти из него было фактически невозможно - летчику просто не хватало физической силы. Конструктор создал специальное устройство - компенсатор, которое помогало спасти и самолет, и пилота. Несколько месяцев Миль провел на аэродромах - устанавливал свою разработку и обучал летчиков.
За бесценное изобретение его удостоили орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
Чуть не погиб при испытании ружья
В 1942 году во время испытаний нового противотанкового ружья авиаконструктор едва не погиб. В него ударила раскаленная реактивная струя. Миль мог сгореть заживо, если бы на него не набросили быстро полушубок. Ружье в итоге в серию так и не пошло.
Написал письмо Сталину
После войны Михаил Миль загорелся созданием аппарата, который бы поднимался в воздух при помощь крутящихся винтов. Он считал, что это будет стратегическим преимуществом страны. Авиаконструктор написал обращение к главе страны Иосифу Сталину - оно хранится в фонде Российского государственного архива научно-технической документации.
К письму Миль приложил все нужные документы - чертежи, отзывы, схемы, обоснования. Сталин идею одобрил, в итоге в Москве создали конструкторское бюро по геликоптеростроению, которое заработало в 1947 году. Первый сконструированный аппарат отправился на испытания спустя год. Его назвали Геликоптер Миля-1 (ГМ-1).
Пережил гибель летчика-испытателя
ГМ-1 совершил 13 полетов, а на 14-й - разбился, летчик-испытатель погиб - высота была слишком маленькой для того, чтобы спастись на парашюте. Оказалось, что на геликоптере обломился вал рулевого винта.
Позже Михаил Миль признавался, что с трудом пережил шок от катастрофы. По его мнению генеральным конструктором мог стать только тот, кто способен ее пережить, "похоронить близко знакомого ему и дорогого летчика и продолжать строить такую же машину, если он уверен, что все сделал верно".
Создал вертолет-рекордсмен
В 1949 году под руководством Михаила Миля был создан первый в СССР вертолет Ми-1. На нем с 1958 по 1968 год установили 27 абсолютных мировых рекордов. В их числе - рекорды скорости на разных высотах, по дальности полета, 11 женских рекордов.
Продолжение серии - вертолет Ми-4 - в 1958 году получил золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Ми-6 стал первым вертолетом в советском тяжелом вертолетостроении, многоцелевой транспортный Ми-8 - самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. В 1965 году Михаила Миля чествовали на Международном авиационном салоне в Париже как гениального конструктора. "В области вертолетостроения Михаил Миль завоевал пальмовую ветвь первенства", писала газета Le Monde.
При личном участии Миля было создано девять базовых типов серийных машин: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14, а также "самый воюющий вертолет в истории", Ми-24, который еще называют "Крокодилом".
Вертолеты Михаила МиляДо конца жизни писал картины
Михаил Миль не переставал писать картины: при жизни у него прошло несколько персональных выставок в ДК Московского вертолетного завода. После смерти авиаконструктора его акварель "Нарциссы. Угол кабинета" в 1981 году стала главной на выставке "Ученые рисуют".
Увековечили в фильме
О жизни Михаила Миля в 2019 году сняли фильм "Небо измеряется милями". Роль авиаконструктора в нем сыграл известный российский актер Евгений Стычкин.