Проектируя школу, архитектор Карл Мюфке сделал эскиз здания и львов, которые должны были встречать учеников в парадном холле или сенях, как называл их сам зодчий. По его задумке, животные должны были лежать на постаментах. Для архитектуры Казани львы не свойственны, здесь в чести дракон Зилант, который изображен на гербе города. Так что, царь зверей в Казанской художественной школе - это скорее своеобразный привет Северной столице.
Дело в том, что выращивать юные таланты в Казани начали благодаря Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. Да еще какие таланты! Первым учеником, а впоследствии преподавателем стал Николай Фешин. В числе его учеников был Александр Родченко. Здесь Родченко познакомился с Варварой Степановой, которая некоторое время училась в Казанской художественной школе. Имя Давида Бурлюка также связано с этим учебным заведением.
Единственный, кто написал про львов в своих воспоминаниях, это татарский художник и скульптор Баки Урманче: "За тяжелыми дубовыми дверьми тебя встречали удивительные львы". Впервые Баки Урманче попал в здание школы в 1913 году, он восхищался творением Мюфке и очень хотел здесь учиться. Его мечта осуществилась в 1919-1920 годах.
Наконец, уже в наше время в школу пришел пожилой человек и рассказал о том, что львы действительно стояли у входа и переехали в годы Великой Отечественной войны в Казанский зооботсад, когда в здании школы открылся госпиталь.
Сразу после публикации, мне пришло письмо от Аллы Чернявской, которая прислала фотографию девочки со львом и подписью "Снимок сделан в 1965 году возле зоопарка". Я попросила Аллу связаться со мной и рассказать историю этого снимка, но она больше не откликнулась.
Тогда лев мне показался слишком большим для школы. Тем более, по задумке Мюфке, царь зверей должен был лежать, а не стоять, как на присланном мне снимке.
Но вскоре все сошлось… Казанский краевед Ян Гордеев спросил, не этих ли львов я ищу, и прислал мне снимок, который все расставил на свои места. Казанские чекисты не нашли лучшего места для своей фотосессии, как в холле школы. И там действительно был тот самый лев со снимка Аллы Чернявской.
Скульптуры львов в КазаниНа фотографии с сотрудниками прекрасно видно, что львы непарные и не вписываются в постаменты. Вероятнее всего, они были присланы в Казань из Академии в качестве экспонатов для работы учеников. И первоначально могли свободно располагаться в просторных коридорах школы. Но потом их по какой-то причине перенесли в холл.
Из отчетов школы сложилась интересная картина. Так в "Отчете о деятельности Казанской художественной школы за 1902 гражданский год" сказано, что "К 1-му января 1903 года в музее состоит 366 вещей на сумму 5 504 руб. 25 коп., заключающихся в орнаментах, частях лица и тела, масках, головах, фигурах, гравюрах, этюдах и картинах". В современном выражении - это 8,5 млн. руб. То есть денег на образование студентов не жалели!
К 1914 году число голов, фигур и прочих художественных пособий и экспонатов для музея выросло до 600 предметов. И все это богатство оценивалось уже в 21 805 руб. 30 коп. (35,5 млн. руб. в современных деньгах).
В 2025 году Казанская художественная школа (ныне училище имени Фешина или Фешинка) отметит 130-й юбилей и история со львами украсит это событие. Не терпится узнать, что же случилось со львами после их переезда в Казанский зооботсад. И я все еще надеюсь на помощь старожилов.
Кстати, пока мы всем миром искали царей зверей из школы, я узнала много нового о казанских хищниках. Мне прислали много старых фотографий. В их числе были снимки медведя из Парка Горького и Пантеры на шаре из парка "Черное озеро". Эти скульптуры тоже канули в Лету.
Но одну парочку львов со старой казанской улочки все-таки спасли.
Ровесники хищников из художественной школы нашли свой дом в парке Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Очень милые и совсем не страшные львы в стиле модерн еще до революции охраняли покой дома Урванцева (до сноса старых домов, они находились по адресу Казань, улица Бехтерева, 9). Дело в том, что господина Урванцева звали Лев Никифорович. Львиная морда украшала и его дом.
Несколько десятилетий назад казанский краевед Георгий Фролов успел познакомиться с жителями старого дома на Бехтерева, которые еще помнили, что львы стояли здесь еще до революции. В 1967 году Нияз Халит запечатлел львов на их прежнем месте. К счастью, скульптуры не уничтожили, а перевезли в парк музея. Хочется надеется, что найдутся деньги на их реставрацию, так как время немного потрепало этих хищников.
Кроме того, во время поиска львов я нашла еще десять новых снимков интерьеров, которые до сих пор не были опубликованы. А на них - прекрасные барельефы и статуи. И их судьба тоже безумно интересна. А это уже новое расследование. И новые страницы в истории старейшей и знаменитой школы.