"Россия фигурирует в нем как поставщик дешевого газа, торговля с которым должна возобновиться. Украина должна строить свое будущее как нейтральное государство вне ЕС и НАТО", - говорится в сообщении.
Нечто подобное происходило и столетие назад. Об этом, в частности, можно судить по оцифрованным документам, которые пополнили коллекцию Электронной библиотеки исторических документов РИО.
После Октябрьской революции и окончания Первой мировой войны отношения между Германией и Советской республикой пришлось выстраивать заново. За их налаживание, в том числе за возобновление торговли, ратовали многие известные немецкие деятели.
В феврале 1925 года были выпущены секретные директивы Министерства иностранных дел Германии для ведения советско-германских переговоров о заключении торгового договора. Документ появился в открытом доступе на сайте библиотеки.
"В первую очередь необходимо добиваться осуществления требований, которые обеспечивают возможности развертывания активной свободной торговли, а именно права на свободную вербовку клиентов, на консигнационные склады и на пересылку почтовых отправлений", - с таких слов начинались директивы.
В документе отмечалось, что право на ведение переговоров с центральными русскими учреждениями в Москве по торговым делам "не является уступкой, поскольку такие переговоры могут проводиться уже теперь".
Разрешение на непосредственные переговоры с допущенными к ведению внешней торговли организациями и фирмами в России также не было признано достаточной уступкой, поскольку и в этом случае "дела будут вестись, как и прежде, главным образом с торговым представительством в Берлине".
Также директивы предписывали "сверх того требовать допущения прямого общения представителей немецких фирм с русскими покупателями". Судя по документу, на переговорах с советской стороной германский МИД собирался потребовать чтобы немецкие торговые фирмы также получили право пересылки почтовых отправлений русским частным лицам.
Еще одним требованием было то, чтобы Россия гарантировала заказы на определенную минимальную часть всего своего импорта из Германии. "Если требования будут выполняться удовлетворительным образом, то эта минимальная гарантия может быть снижена до 20 процентов всего импорта России, - было указано в директивах.
Если требования не будут выполняться удовлетворительным образом, то следует придерживаться минимальной гарантии в 30 процентов. Если и эти условия не выполняются, то следует стремиться к заключению договора только о так называемых дополнительных соглашениях, исключая экономические вопросы".
Были предусмотрены и действия на крайний случай. Например, германский МИД был готов к тому, что Россия в самом договоре лишь возьмет на себя общее обязательство предоставить Германии участие во всем русском импорте в том же объеме, как в среднем в течение 1910-1913 годов.
"Однако в этом случае путем секретного обмена нотами Германии должно быть предоставлено право на краткосрочное аннулирование экономического соглашения, если, например, по истечении года выяснится, что Россия закупила в Германии меньше минимальной квоты", - следует из документа вековой давности.
Срок действия экономического соглашения с советской стороной МИД Германии предлагал ограничить самое большее тремя годами с возможностью его денонсирования с предупреждением за 6 месяцев.