03.12.2024 14:04
"Родина"

Генетики установили связь древних жителей Дона с туземцами Полинезии

Текст:  Евгений Ракуль (Ростов-на-Дону)
Молодой генетик из Ростова-на-Дону Ольга Арамова недавно защитила кандидатскую диссертацию по теме генетической структуры древнего населения юга России. Для широкой публики это мало о чем скажет, однако для научного мира метод исследования стал большим шагом вперед. Теперь с его помощью можно лучше исследовать ДНК. Почему это важно не только для науки, как это меняет наше представление о мире и поможет нам бороться с вирусами, младший научный сотрудник лаборатории палеогеографии Южного научного центра РАН Арамова рассказала "Родине".
Ольга Арамова: Сейчас сфера моих интересов - это палеогенетика. / Евгений Ракуль
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Ольга, что вам удалось открыть с помощью нового метода?

Ольга Арамова: Мы впервые получили объективные палеогенетические данные о древнем населении юга России, изучили генетическую связь древних людей - сарматов, меотов и хазар - с современными популяциями. Также впервые получили представление об их внешнем облике. Это серьезно расширило наши знания о них.

А в чем состоит новый метод?

Ольга Арамова: Метод деконтаминации - это процесс удаления или уничтожения микроорганизмов и "чужой ДНК" с поверхности костных останков. В генетике это вообще актуальная проблема: выделить древнюю ДНК из костей очень сложно. Древние кости как губка все впитывают. Раньше ты должен был не только выделить ДНК древнего человека, но и несколько раз перепроверить, очистить ее от современных наносов. Теперь же ученый может легко убрать ненужную переменную из уравнения.

Древние кости впитывают все как губка. / Евгений Ракуль

И как можно избавиться от современной ДНК?

Ольга Арамова: Мы изобрели специальный раствор, позволяющий уничтожить различные клеточные структуры, в которых спрятана современная ДНК. Древние кости облачены в кальций, который не дает проникнуть агрессивной среде. То есть, новая ДНК при обработке нашим раствором погибает, а старая остается.

Оказалось, кстати, что у нашего раствора есть и побочное действие: он гарантировано убивает энтеровирусы и даже черную плесень. То есть, получился очень мощный антисептик, с помощью которого можно обрабатывать поверхности.

Очень удобно. Он же и в быту пригодится?

Ольга Арамова: Раствор оказался эффективным средством против вирусов, патогенных микроорганизмов и даже черной плесени. Когда начинали работу, над этим не думали. Это уже побочное действие. Во время пандемии ковида коллеги из Роспотребнадзора испытали наше средство. Оказалось, что оно в 99 процентах случаев убивает ковид, а в одном проценте дезактивирует этот вирус - делает его безвредным для человека. Сейчас промышленные образцы используются в нескольких научных лабораториях.

Ваш основной научный профиль - генетика, однако работа тесно связана с археологией. Трудно сочетать эти два направления?

Ольга Арамова: Сейчас сфера моих интересов - это палеогенетика. Область исследований, находящаяся на стыке археологии и молекулярной генетики. Мы исследуем ДНК, которая содержится в биологических останках и ископаемых организмах. Безусловно, до начала исследований в области палеогенетики, я мало что знала о составе населения юга. Сама я - из Челябинской области, училась в Калининграде, недавно переехала в Ростов-на-Дону, чтобы заниматься исследования под руководством главного научного сотрудника ЮНЦ РАН, доктора биологических наук Игоря Валериевича Корниенко. Все здесь было для меня новым. Ну кто такие скифы, хазары? Никогда не думала, что буду этим заниматься.

Научный руководитель поставил мне задачу: разработать способ выделения древней ДНК. Мы с этим справились и запатентовали средство. Мы даже вошли с этим проектом в топ-50 научных стартапов. То есть, пришлось заняться еще и технологическим предпринимательством. А потом была и успешная диссертация на соискание ученой степени кандидата наук на тему "Генетическая структура древнего населения юга России I тысячелетия нашей эры", которую я защитила в июле.

Что вам удалось ценного открыть после того, как вы смогли выделить первозданную ДНК из костных останков?

Ольга Арамова: Нам открылась интересная картина. Меоты и сарматы - народы, которые жили здесь в I-III веках до нашей эры на одной территории в одно и то же время. При этом были они абсолютно разными. Меоты - оседлое население, которое жило возле рек. Занимались земледелием, ловили рыбу. Сарматы - пришлые племена кочевников, которые, как правильно предполагали еще советские исследователи, принадлежали по языку к восточноиранским народам. Сарматы приходили, как и прочие кочевники, обычно волнами из Центральной Азии. Благодаря своему образу жизни распространили свои генетические признаки на огромной территории от Дуная до Урала.

Антрополог Нечвалода: Приятнее работать с древними черепами, чем с современными

В генетическом следе меотов мы нашли след сарматов. То есть, азиатский компонент. Установили, что у меотов доминантный компонент европейский, ближневосточный. При этом в них найдена еще и примесь генетического материала, которая есть у современного населения Полинезии и Малайзии. А вот это уже очень интересный факт.

То есть, вполне возможно, что предки современных жителей Океании родом из донских степей?

Ольга Арамова: Это может указывать на то, что предки полинезийцев и малазийцев могли иметь связи с регионами Восточной Европы или Кавказа. Вообще в науке такие открытия часто бывают. Например, относительно недавно писали, что знаменитый Денисовский человек, останки которого нашли в алтайской пещере, это как раз предок полинезийцев. То есть, возможно, у меотов более древняя история, чем мы предполагаем. По тем данным, что мы обнаружили, можно судить о расселении людей по континентам, сравнивая их с базами данных современных популяций.

В Китае, возможно, обнаружен новый вид человека - с большой головой

А какие вы исследовали останки, где они были найдены?

Ольга Арамова: На территории Ростовской области в различных захоронениях. Например, в Нижнегниловском, под Ростовом-на-Дону. Работали с археологами, доктором исторических наук Евгением Вдовченковым и частными компаниями, которые занимаются охранной археологией.

Как выглядели древние меоты?

Ольга Арамова: Смуглые, с темными волосами и темными глазами. Судя по костям, рост их был, в среднем, 160 см. По косвенным признакам - по состоянию зубов, можно судить, чем они питались. Муку, например, часто смешивали с песком в процессе помола. Зубы, в итоге, у них стирались полностью. Вот такой был рацион у бедных меотов.

Изображение двух меотских всадников на ритоне (рог для питья) из кургана Карагодеуашх (Виноградов Ю. А., 1993). / Евгений Ракуль

Как выглядели сарматы, мы тоже скоро узнаем. Пока есть предварительные данные. К сожалению, не каждый биоматериал и ДНК позволяют нам провести нужный анализ. Да, скифы были раньше, чем сарматы, но мы их не исследовали. В наши временные рамки они не попадали.

Были еще и хазары…

Ольга Арамова: Это вообще удивительная группа. Хазарский каганат занимал территорию практически всей Ростовской области, а также соседних Волгоградской и Астраханской областей и севернее. При этом удивительно, что исчезло это образование почти без следа. 300 лет просуществовал каганат, если верить историкам, а в 965 году был разгромлен князем Святославом.

Здесь вообще была интересная ситуация. Археологи находили элитные захоронения хазар. Похоронены они были с конями, монетами, со всем, чем только можно. Так вот, знать их была абсолютно разная по генетическому составу. При этом в их геноме есть примерно 70 процентов азиатского и 30 процентов европейского компонента. Определили их внешний облик. Среди них были и с темными волосами, черными глазами, а были и со светлыми волосами и светлыми глазами. Комбинация различных генов.

Будете продолжать исследования дальше?

Ольга Арамова: Конечно. Работу в области палеогенетики вообще невозможно закончить, потому что постоянно получаешь новые находки, открываешь новые методы, сравниваешь их. Работу можно расширять и углублять.

Раскопки столицы Хазарского каганата под Астраханью
Новости Загадки Ростовская область