Сначала была "Ниночка"
До начала складывания антигитлеровской коалиции в американском общественном сознании господствовал карикатурно-отталкивающий образ Советского Союза. Весьма показательными в этом смысле стали кинофильмы "Ниночка" (1939 г.) и "Товарищ X" (1940 г.), в которых высмеивались советские граждане. Перед американским зрителем представал собирательный образ русского человека в виде набора штампов и стереотипов.
Однако с первыми победами Красной армии на Восточном фронте ситуация изменилась. Голливуд снял ряд художественных и документальных фильмов о героической борьбе советского народа против нацистской Германии.
Администрация президента США Франклина Рузвельта оказывала огромное влияние на производство кинолент. Созданное в 1942 г. управление военной информации (Office of War Information, OWI) возлагало большие надежды на кинокартины, посвященные СССР, поскольку они обладали нужным пропагандистским потенциалом. Это правительственное учреждение видело ключевую задачу в укреплении доверия американского населения к Советскому Союзу как к военному союзнику.
1940-е гг. традиционно считаются периодом эпохи Золотого Голливуда. Просмотр фильмов на больших экранах был одним из самых доступных способов развлечения для простых граждан США.
10 февраля 1944 г. американским зрителям была представлена кинокартина "Песнь о России"1 крупнейшей голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer. Кинокартина пользовалась небывалым успехом среди американской публики, в связи с чем была продлена в прокате более чем на месяц2. О чем фильм?
Американский дирижер и советская пианистка
По сюжету кинофильма в преддверии Великой Отечественной войны в СССР с гастролями приезжает известный американский дирижер Джон Мередит. Его внимание привлекает молодая талантливая советская пианистка Надежда Степанова. Дирижер просит Надежду показать ему столицу Советского Союза "ради укрепления дружбы между Россией и Америкой". Перед зрителем открываются панорамы достопримечательностей Москвы: Красная площадь, ВДНХ, стадион "Динамо", метрополитен как символ успешной индустриализации. Под музыкальную композицию "Широка страна моя родная" поэта В.И. Лебедева-Кумача и композитора И.О. Дунаевского американский зритель видит, что довоенный Советский Союз являлся территорией победившего социализма, вечного праздника, который могли нарушить только внешние враги.
Американский дирижер признается в любви советской пианистке. Однако прагматичная девушка, понимая, что у нее не может быть совместного будущего со знаменитым музыкантом, заявляет: "Между нашими странами существуют социальные и культурные различия". После чего она уезжает из Москвы в родное село Чайковское, объясняя свой поступок тем, что преданность долгу и своей Родине представляется для нее важнее любви. На предложение американского дирижера о замужестве молодая советская девушка с жизнеутверждающим пафосом заявляет:
"Я чувствую большую ответственность перед своей семьей, перед своей деревней и всей нашей страной. Я не представляю, как смогу жить с тобой там и не участвовать в строительстве новой жизни на Родине"3.
Но Джон Мередит не хочет сдаваться и следует за ней в ее родное селение. Отец Надежды работает трактористом. Он с большим воодушевлением и гордостью показывает американскому гостю процветающее хозяйство. Более того, сама пианистка в одной из сцен работает в поле, а также участвует в занятиях по гражданской обороне, стреляет из пулемета, что вызывает удивление главного героя.
В конечном счете американский дирижер и советская пианистка все же женятся. Мирная довоенная жизнь ярко иллюстрируется на примере пышных празднеств, а также выступлений Мередита в СССР. Во время одного из совместных выступлений Джона и Надежды приходит весть о войне. Большинство героев фильма уходят на фронт. Война показана документальными вставками из советской кинохроники. Надежда возвращается в родное село, объясняя тем, что это является ее прямой обязанностью: "Когда мужчины на фронте, женщинам приходится работать за них. Мое место дома"4.
Перед американским зрителем возникает образ прекрасной молодой девушки и одновременно отважной и непоколебимой женщины, которая справляется с тяжелой работой. На собрании колхозников, когда немецкие войска приближались к деревне, она предлагает сжечь деревню и ее поля: "Как сказал наш Верховный главнокомандующий: все, что не может быть вывезено, должно быть сожжено. И стоит сжечь саму землю, чтобы враг не смог воспользоваться ее плодами"5.
Эволюция чувств и взглядов
Гитлеровцы захватывают село Чайковское. Война разрушает прежнюю жизнь главной героини: погибает ее отец и маленький племянник, уничтожен ее дом. Молодая девушка отказывается от эвакуации, она поджигает весь урожай, чтобы тот не достался врагу, и заявляет о своем желании пойти в партизаны. Однако жители деревни уговаривают ее поехать с Мередитом в США и продолжать выполнять свой долг за океаном, рассказывая о подвигах советского народа. Заключительная речь одного из жителей деревни раскрывает ключевую задачу фильма. Провожая двух главных героев, он произносит: "Вы поможете нашим великим странам стать ближе друг к другу в этой священной борьбе".
Американский зритель смотрел на идеализированные советские реалии глазами главного героя, роль которого исполнял известный актер Роберт Тэйлор. Если в начале кинокартины он отмечает: "В России мне немного непривычно. Я чувствую себя как будто не в своей тарелке", то к финалу его герой кардинально меняется. Он признается в любви к русской культуре, а также ее народу. Сквозь весь фильм красной нитью проходит мысль о величии русской музыки и искусства. Показательным в этом плане является ответ Мередита на вопрос, почему он приехал в Советский Союз:
"Я полюбил вашу музыку с тех пор, как услышал симфонию Чайковского. Я закрыл глаза и попытался представить себе страну, в которой рождаются такие прекрасные мелодии". В конце картины американский дирижер и вовсе заявляет о своем намерении остаться в Советском Союзе и присоединиться к партизанской борьбе.
Танцующая партизанка
Героическая борьба советских партизан против немецких захватчиков нашла художественное воплощение и в кинокартине "Дни славы", которая вышла на американские экраны в июне 1944 г. и послужила актерским дебютом для именитой балерины русской эмиграции Тамары Тумановой и Грегори Пека, впоследствии ставшего одним из величайших голливудских артистов. Сценаристом фильма выступил К. Робинсон, ранее резко критиковавший СССР6. Действие фильма разворачивается в 1941 г., когда на оккупированных территориях начинали создаваться партизанские отряды.
Фильм представляет собой пеструю мозаику из различных образов советских граждан. Незамысловатая сюжетная линия вращается вокруг танцовщицы Нины Ивановой (Тамара Туманова), которая была отправлена на фронт для поддержания боевого духа солдат и офицеров. Случайно оказавшись в тылу врага, она находит убежище у отряда партизан, расположившегося в развалинах монастыря. Героиня не умеет готовить, вести хозяйство, держать в руках оружие, но может петь, танцевать, цитировать строки из "Евгения Онегина", вдохновляя солдат и поддерживая их моральный дух.
В качестве антитезы представлен другой женский персонаж - Елена Комарова, строгая, сдержанная, отважная женщина-снайпер. Она спрашивает Нину Иванову: "Умеете ли вы обращаться с оружием? Вы сможете убить?", на что пораженная артистка дает отрицательный ответ.
Но по мере развития сюжета персонаж Нины Ивановой претерпевает глубокую трансформацию. В начале картины она заявляет, что никогда не возьмет в руки оружие: "Я боюсь. Мне невыносима мысль об убийстве, о смерти ...". Однако уже в середине картины, когда немецкий офицер бежит из плена, бывшей балерине московского театра ничего не остается, кроме как выстрелить в него. А когда командир отряда дает задание пересечь немецкие заграждения и доставить донесение командованию, Нина вызывается в добровольцы. Таким образом, создатели картины демонстрируют героизм простой русской девушки.
Смерть за товарищей
Героическим получился и персонаж Мити - пятнадцатилетнего парня, жизнь которого губит война: вражеские войска сожгли его родную деревню, убили отца и взяли в плен мать. Он остался один с младшей сестрой. Молодой парень в начале картины сообщает о своей цели стать геологом. Объясняя свой выбор, он рассказывает, что в школе узнал, "какие сокровища скрывает земля русская".
По сюжету немцы берут молодого партизана в плен. Перед повешением у юноши есть выбор: рассказать об участниках и расположении его отряда и тем самым выжить или принять смерть. Он мужественно принимает удар судьбы и не выдает своих товарищей. Широко улыбаясь, под возвышенную музыку, Митя произносит: "Нельзя повесить нацию", тем самым усиливая героический пафос сцены.
Создатели фильма дают понять американским зрителям, что смерть партизана - лишь капля в море человеческих потерь Советского Союза. Это находит отражение в сцене, когда младшая сестра спрашивает командира, что случилось с ее братом, на что он с сожалением отвечает: "То же, что и с сотнями, тысячами и миллионами наших русских братьев"7.
Война и жизненные радости
Образ командира партизан воплотил на экране актер Грегори Пек. Он представлен рассудительным, строгим и отрешенным человеком. До начала войны он работал инженером. На фоне безжизненной пустоши, которая ранее была процветающей деревней, главный герой вспоминает: "Я строил заводы, мосты. Думал, что буду заниматься этим всю жизнь. Я любил то, что строил". Он вспоминает один из главных символов индустриализации в СССР - Днепрогэс: "Плотина, созданная человеческим воображением. Построенная многочисленными рабочими. Весь народ следил, затаив дыхание. Она простиралась величественно и прекрасно. ... Позволяла надеяться на будущие сооружения". Но с приближением немецких войск герой Грегори Пека принимает участие в ее разрушении.
Несмотря на слова закадрового голоса о том, что "в военное время жизненные радости, музыка, поэзия будут отложены в сторону", создатели кинокартины воздают должное русской культуре и постоянно апеллируют к ее величию. Фильм насыщен музыкальными композициями, главные герои читают и цитируют классиков литературы (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого).
Тема партизанского сопротивления в фильме тесно переплетена романтическими сюжетами, которые привлекали американскую аудиторию, знакомили с суровыми военными реалиями и вызывали сочувствие к гражданам СССР.
А что зрители?
Кинокартины предварительно согласовывались с представителями СССР, которые были заинтересованы в правильности изображения советских реалий. Режиссер "Песни о России" Грегори Ратофф встречался с М.М. Литвиновым, советским послом в США в 1941-1943 гг., для обсуждения и согласования сценария. Договорились, что СССР предоставит официальные кадры кинохроники для использования в картине. Кинофильм "Песнь о России" был отмечен высокими кассовыми сборами8. В прессе он позиционировался как "хит" самой успешной голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer9.
А вот фильм "Дни славы" "не вызвал энтузиазма" у американской публики10 и кинокритиками был встречен неоднозначно. Так, американский журналист Босли Краузер, который руководил киноведческим разделом газеты The New York Times, негативно оценил картину, вменяя в вину сценаристу К. Робинсону перегруженность диалогами, неправдоподобную и чопорную игру актеров11. "Дни славы" более героичны по замыслу, чем по эффекту", - писал он12.
Несмотря на постепенное охлаждение в отношениях союзников по антигитлеровской коалиции по мере наступления Красной армии и освобождения стран Центральной и Восточной Европы, советские граждане тем не менее представлялись в кино как доблестные защитники родины, миролюбивые и благородные люди. Что и нашло отклик в душах простых американцев.
- 1. Song of Russia (1944, G. Ratoff, L. Benedek). Kino-o-voine - [Электронный ресурс]. URL: https://kino-o-voine2.com/pesn-o-rossii-film-1944/ (дата обращения: 22.03.2024).
- 2. D.C Full of Holdovers; Russia -Vaude $24,000, Eyre $16,000, Both 2d // Variety. 1944. 01.03. P. 18.
- 3. Song of Russia (1944, G. Ratoff, L. Benedek).
- 4. Ibidem.][
- 5. Ibidem.][
- 6. Strada, M.J. Friend Or Foe?: Russians in American Film and Foreign Policy, 1933-1991. Lanham, 1997. P. 50; Koppes, Clayton R. and Black, Gregory D. Hollywood Goes to War: How Politics, Profits and Propaganda Shaped World War II Movies. Berkeley, 1987. P. 216.
- 7. Days of Glory (1944, J. Tourner). Internet Archive - [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/lenfant-de-lamour-1944-jean-stelli-dvdrip_202209/Days.of.Glory.1944+Tourneur.ts (дата обращения: 31.03.2024).
- 8. B way Slower But Lady Plus Cugat Huge $130,500, All-Time High; S.R.O. Fat 35G, Greater Love Rich 14 1/2G // Variety. March 1, 1944. P. 13.
- 9. That Old M-G-Magic // Variety. March 8, 1944. P. 21.
- 10. B way Biz Slips; 2 Girls - Kaye Orch Pace Newcomers, Strong $78,000, Days So-So 18G, Man -Vaude 25G // Variety. June 21, 1944. P. 18.
- 11. Days of Glory , Starring Tamara Toumanova and Gregory Peck, at Palace - Mexican Film Opens // The New York Times. June 17, 1944. P. 10.
- 12. Ibidem.][ P.][ 10.