В 988 году Ростов, центр залесской земли, отдан киевским князем Владимиром Святославичем в надел сыну - будущему Ярославу Мудрому. При разделе Руси детьми Ярослава он переходит к князю Всеволоду, начавшему активную христианизацию края.
Отдаленность от Киева создавала трудности в утверждении христианства среди язычников, которые, восстав, в 1071 году убивают первого ростовского епископа Леонтия. Это не первая и не последняя кровь в исторической драме, разворачивающейся на берегах спокойного озера Неро, а по-мерянски - Каово. Именно здесь на рубеже XI и XII веков, на месте сокрушения преподобным Авраамием языческого идола Велеса, основывается один из древнейших на Руси монастырей - Богоявленский Авраамиев.
Название Великий - город получил во времена Юрия Долгорукого, когда зарождалось политическое соперничество между Ростовом и Владимиром. Вновь лилась кровь, скрепляя собой исторические события.
При князе Константине Всеволодовиче Ростов Великий становится столицей Северо-Восточной Руси, подчиняя себе Ярославль и Углич, Устюг и Белоозеро. Начинается каменное строительство и расцветает культурная жизнь города. Татаро-монгольское нашествие определяет Ростов в центр просвещения всей Руси. При богатой библиотеке епископского двора ведется великокняжеское летописание. Летописный свод в виде некрологов русским князьям, казненным татарами, составляет дочь убитого в Орде князя Михаила Черниговского, вдова погибшего в битве с татарами на реке Сити князя Василька - монахиня Мария. Из стен Григорьевского монастыря выходят преподобные Стефан Пермский - составитель письменности зырян и Епифаний Премудрый - автор жизнеописания преподобного Сергия Радонежского.
Собравшись в поход на Казань, Иван Грозный берет с собой сокрушительный жезл преподобного Авраамия из ростовского монастыря и - после победы - возобновляет в городе каменное строительство, продолженное Борисом Годуновым. На Руси начинают всерьез говорить об особой, ростовской архитектурной школе, сохранившей имена мастеров Андрея Малого, Григория Борисова и Третьяка Борисова.
После Смутного времени, принесшего новую кровь и разорение, XVII век дарит городу новый "ренессанс". Строится мощная земляная крепость, частично сохранившаяся до сих пор. С приходом в 1652 году на ростовскую митрополию Ионы Сысоевича, верного последователя патриарха Никона, некоторое время даже замещавшего его на патриаршем престоле, размах строительства невиданно возрастает. Именно Ростовский архиерейский дом и называют с XIX века - кремлем. Мастер Петр Досаев с тысячами безвестных каменщиков создали на озерном берегу ансамбль, не имеющий себе равных в архитектуре XVII века.
При Петре I, перенесшем политические акценты на Север, Ростов начинает постепенно затихать и лишь ежегодные весенние ярмарки чуть волнуют его жизнь. После строительства железной дороги из Москвы в Ярославль город лишается и этой последней, транзитной, привилегии.
Тихим, провинциальным городком Ростов Великий захватывается революционным пожаром 1917 года. В этом месте и разрывается историческая память, и на смену преподобным Авраамию и Димитрию Ростовским, на смену митрополиту Ионе и отцу его схимнику Сысою, чьи мощи почивают под спудом Введенской церкви, на смену князьям и мастерам приходят "новые герои", чьи имена до сих пор носят тихие улочки Ростова Великого.
Не просто Ростов, а Великий: прогулка по одному из древнейших городов России