В статье, автором которой является д.и.н. Борис Ковалев из Санкт-Петербургского института истории РАН, анализируются данные Управления НКГБ Ленинградской области. После отступления немцев оно выпустило сборник материалов о немецких разрушениях и зверствах. Отдельный раздел был посвящен судьбе церквей на оккупированных территориях.
В сборнике речь шла не только о разрушении немцами памятников русской церковной архитектуры, но и о сотрудничестве отдельных священников с немецкой оккупационной администрацией. Собранные материалы впоследствии могли быть использованы для возбуждения уголовных дел.
В качестве примера приводятся некоторые факты из истории Псковской православной миссии. В сборнике отмечено, что в самом Пскове связь между священниками и немецкими офицерами была очевидной.
Но на местах большинство православных батюшек всячески саботировали распоряжения как немецких властей, так и руководителей миссии. Донесения советской агентурной сети докладывали о том, что "Церковная миссия", созданная немцами в 1941 году, по сути, входила в структуру немецкой контрразведки.
Состоявшие в ней священники собирали данные о настроениях местных жителей, попутно вели профашистскую пропаганду, "всячески восхваляя Гитлера".
Главари миссии, в том числе впоследствии арестованный Кирилл Заяц, были завербованы и давали подписку о сотрудничестве с немецкой контрразведкой. Из сборника следует, что за годы оккупации в Пскове было открыто 10 новых церквей, еще пять было построено в районе.
Однако сотрудничество отдельных священников с немцами не уберегло церкви от разрушения и разграбления. Перед отступлением немцы взорвали большую часть церквей, в том числе в Пскове, всю ценную утварь, иконы и даже мощи из Кафедрального собора вывезли в Германию.
В акте ЧКГ описывался урон, нанесенный в годы оккупации Софийскому собору в Новгороде, построенному в 1045-1052 годах нашей эры. Чекисты описывают его как один из древнейших и величественных памятников русского зодчества. Немцы его разграбили - украли, например, каменный крест XIV века, разрушили древние гробницы, повредили уникальные фрески.
Древний Юрьев монастырь, отмечалось в акте чекистов, пострадал не только от обстрелов, но и в результате актов вандализма. Так, за годы оккупации была уничтожена большая часть кровли собора и сняты золоченные листы куполов.
Исследователь подметил любопытное противопоставление: в своем отчете чекисты подчеркивают, что памятники церковной архитектуры в СССР реставрировались, а "цивилизованные европейцы" безжалостно растеривали их из своих орудий.
В качестве примера приводится Церковь Успенья на Волотове поле, построенная в 1363 году. Она являлась важнейшим памятником в истории Новгородской архитектуры.
В 1935-1940 годах церковь была отреставрирована и восстановлена в основных своих формах первоначального вида. Она являлась одним из лучших примером монументальной живописи и была известна не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Однако немцы артиллерийским обстрелом превратили ее в груду камня и кирпича.
Другой пример из чекистского отчета - Церковь Спаса на Ковалеве, построенная в 1380 году. Она простояла почти 700 лет, пережив многие военные конфликты, пока не была уничтожена гитлеровцами. После ударов немецкой артиллерии от нее осталась только лишь часть стен.