Дважды в Новосибирске побывал Л.И. Брежнев. Первый раз генсек посетил город 30 августа - 1 сентября 1972 г. в ходе поездки по Сибири и Казахстану с 25 августа по 5 сентября. В ходе поездки Брежнев пытался предотвратить зерновую катастрофу, которая грозила обрушиться на Советский Союз в результате сильнейшей засухи. Уже в Новосибирске Брежневу доложили о разгорающейся панике среди населения страны и набегах на магазины с целью скупки продуктов. Именно в Новосибирске Брежнев сделал публичное заявление о том, что "страна будет полностью обеспечена и хлебом, и всем необходимым". После этого паника прекратилась. Ставка Брежнева на Казахстан и Сибирь оправдалась: именно за счет самоотверженного труда колхозников и рабочих совхозов Сибири, Казахстана и Средней Азии удалось в какой-то степени исправить положение2.
Второе посещение Брежневым Новосибирска 31 марта 1978 г. носило скорее ритуальный характер. В феврале 1978 г. Брежневу вручили орден "Победа", что на время зарядило генсека энергией. С 28 марта по 9 апреля Брежнев спецпоездом "Москва-Владивосток" совершил поездку по городам Сибири и Дальнего Востока, где встречался с партийными и хозяйственным руководством краев и областей, присутствовал на общевойсковом тактическом учении в районе Хабаровска, во Владивостоке "посетил Тихоокеанский флот, выходил в океан и наблюдал за ученьями боевых кораблей"3. В Новосибирске, помимо произнесения речи о важности весенних полевых работ, Брежнев побывал в ракетной части, располагавшейся недалеко от города.
Больше всех - четыре раза - в Новосибирске был Н.С. Хрущев: в июле 1956 г., в октябре 1959 г., в марте и ноябре 1961 г. Как правило, визиты Хрущева были связаны с вопросами сельского хозяйства, но не только. Дважды - в октябре 1959 г. и в марте 1961 г. важной составляющей программы выступало общение Хрущева с учеными новосибирского Академгородка. Создание крупного научного центра вдали от Москвы и Ленинграда, в тайге под Новосибирском, отвечало интересам интенсивного освоения огромных природных богатств Сибири, пришло время, как писал позднее один из отцов-основателей Сибирского отделения Академии наук СССР, академик М.А. Лаврентьев, "двинуть большую науку на восток"4.
У Лаврентьева нашлись единомышленники не только среди ученых, но и политиков. Идею создания наукограда в Сибири поддержал лично Хрущев. Он знал Лаврентьева еще как директора Института математики Академии наук УССР, а потом - как создателя теории кумулятивного действия взрыва, его подкупали "трезвость ума и пробивная сила" ученого. 18 мая 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС о создании Сибирского отделения АН СССР. В соответствии с постановлением, в Новосибирском научном центре создавались институты Математики с Вычислительным центром, Теоретической и прикладной механики, Гидродинамики, Физики, Автоматики, Геологии и геофизики, Теплофизики, Цитологии и генетики, Экономики и статистики, Экспериментальной биологии и медицины5. В октябре Ученый совет СО АН СССР рассмотрел вопрос о создании в Академгородке Новосибирского государственного университета.
Между тем идея "научного десанта" - переезда в Новосибирск большой группы ученых из столичных центров - набирала все большую популярность в научной среде. В Новосибирск стремилась как научная молодежь, так и именитые ученые, которые надеялись осуществить в Сибири свои замыслы и идеи, не "проходившие" в столичных городах. К 1 октября 1958 г. только в институты Новосибирского научного центра было зачислено 422 научных сотрудника6. В Новосибирск перебирались целыми группами и школами, которые включали как лидеров науки, так и их учеников, аспирантов и даже студентов-дипломников. Первые "переселенцы" жили в щитовых домиках, по праздникам исполнялась песенка, сочиненная научной молодежью: "Прощай, Москва, Сибирь кругом, Живем семьей единою, Наш новый дом теперь зовем, Мы "Золотой долиною", Кругом шумит почти тайга, Течет Зырянка-реченька, Кому наука дорога, В столице делать нечего". Сам отец-основатель М.А. Лаврентьев, по образному выражению Хрущева, "жил в палатке и ходил в кирзовых сапогах"7.
В октябре 1959 г. Академгородок посетил Хрущев. Этот визит запомнился двумя вещами. Первый секретарь ЦК КПСС раскритиковал высотное строительство: "Надумали архитекторы в лесу высотные здания сооружать. Для чего? Чтобы легче воронам садиться, что ли? ... Зачем нам товарищи, копировать Америку в сибирских просторах"8. Помимо этого, Хрущев с подачи Т.Д. Лысенко ополчился на Институт цитологии и генетики. В итоге институт "вейсманистов-морганистов" руководству отделения удалось отстоять, хотя и за счет потери его директора Н.П. Дубинина.
Про второй визит Хрущева 10 марта 1961 г. в Академгородок известно мало. М.А. Лаврентьев в своих воспоминаниях лишь упомянул о том, что два года спустя после разноса, учиненного Хрущевым, общение Хрущева с новым директором института Цитологии и генетики, блестящим ученым Д.К. Беляевым, закончилось вполне мирно. Фундаментальный исторический очерк истории СО РАН приводит крайне лаконичные сведения об этом визите лишь в качестве свидетельства авторитета М.А. Лаврентьева, сумевшего организовать повторный визит вождя9. Сохранилась также небольшая заметка в краевой партийной газете "Советская Сибирь"10.
Никита Хрущев в Академгородке в 1961 году - редкие фотографии из сибирского архиваТем большее значение приобретает архивная находка, совершенная в фондах Государственного архива Новосибирской области архивистом Инной Поповой. Она нашла уникальный фотоальбом, где на фотографиях, снятых фотографом-любителем Александром Щербаковым, запечатлено общение Хрущева с учеными11. Будущий доктор экономических наук, А.И. Щербаков был весной 1961 г. первым заместителем председателя Объединенного комитета профсоюза Сибирского отделения АН СССР. Новые правила времени "оттепели" сыграли свою роль: профсоюзному лидеру позволили делать фото вождя в частном порядке.
В здании одного из институтов строящегося Академгородка была организована выставка достижений сибирских ученых, где каждый из институтов представил свой стенд. Хрущев переходил от стенда к стенду, заслушивал директоров институтов. В итоге Щербаков сделал 25 качественных фотографий, на которых мы видим самого Хрущева, его свиту - заместителя председателя Совета министров СССР Д.С. Полянского, зам. председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР, кандидата в члены Президиума ЦК КПСС Г.И. Воронова, дочь Хрущева Раду и его зятя А.И. Аджубея, а также первого секретаря Новосибирского обкома КПСС Ф.С. Горячева и молодого первого секретаря Советского райкома КПСС Е.К. Лигачева. Фотокамера также запечатлела цвет советской науки: самого М.А. Лаврентьева, его единомышленников, выдающегося механика XX века С.А. Христиановича, одного из крупнейших математиков современности С.С. Соболева, первого ректора НГУ И.Н. Векуа, знаменитого кардиохирурга Е.Н. Мешалкина, первого директора Института ядерной физики Г.И. Будкера, первого директора и организатора Института неорганической химии А.В. Николаева, академика П.Я. Полубаринову-Кочину, основателя и первого директора Института горного дела СО АН CCCP Н.А. Чинакала, директора Института радиофизики и электроники СО АН СССР, легендарного физика Ю.Б. Румера и многих других12.
Публикаторы надеются, что, учитывая возросшую роль визуальных источников в истории, публикуемые снимки будут способствовать как изучению природы власти в Советском Союзе, практик ее репрезентации, ритуалов и символов, так и послужат историографии отечественной науки, в том числе ее восточного вектора.
- 1. См. Шишкин В.И. Командировка Сталина в Сибирь 15 января – 6 февраля 1928 г. // Наука из первых рук. 2014. № 3/4 (57/58). С. 150–163.
- 2. Савин А.И., Деннингхаус В. Леонид Брежнев. Опыт политической биографии. М.: АФК «Система»; Политическая энциклопедия, 2024. С. 153-154.
- 3. Брежнев Л.И. Рабочие и дневниковые записи: В 3 т. / отв. ред. С.В. Кудряшов, сост. А.С. Степанов, А.В. Коротков. Т. 2: Леонид Брежнев. Записи секретарей приемной Л.И. Брежнева. 1965–1982 гг. М., 2016. С. 874.
- 4. Век Лаврентьева. Новосибирск, 2000. С. 122.
- 5. Российская академия наук. Сибирское отделение. Исторический очерк. Новосибирск, 2007. С. 138-139.
- 6. Там же. С. 156.
- 7. Век Лаврентьева. С. 196.
- 8. Цитирую по: Век Лаврентьева, С. 198.
- 9. Российская академия наук. Сибирское отделение. Исторический очерк. С. 167.
- 10. Советская Сибирь. 1961. 11 марта. № 60.
- 11. Кроме А.И. Щербакова и корреспондентов газет, общение Хрущева с учеными в марте 1961 г. снимал официальный фотограф СО АН СССР Р.И. Ахмеров. Несколько фотографий Ахмерова опубликованы на сайте фотолетописи СО РАН: soran1957.ru/?id=w20071113_9_11826
- 12. Авторы благодарят д.и.н. Н.А. Куперштох и д.и.н. С.А. Красильникова за помощь в идентификации лиц на фотографиях.