Специалисты отдела рукописей отделили книжный блок от оклада для того, чтобы разобрать листы Евангелия и убрать с них загрязнения и биологические повреждения. Под крышкой, заклеенный бумагой форзаца, находился листок с рисунком. Как рассказали в музее, на нем была изображена схема расположения колоколов на звоннице, нарисованная тушью. Реставраторы предполагают, что рисунок попал в переплет случайно, и потому сохранился.
Предположительно, схему колоколов нарисовали в то же время, когда было создано само Евангелие (вторая половина XVIII века). Но не исключено, что это было и позже - например, когда священную книгу обновляли служители храма. В музее отмечают, что рисунок - бесценный артефакт. Он может раскрыть секреты колокольного звона. В разное время колокола на звоннице перевешивали, и каждый звонарь имел свой секрет - как именно делать перезвон гармоничным и мелодичным.
Напрестольное Евангелие, хранящееся в краснодарском музее, создали в 1759 году мастера Московской синоидальной типографии. Через четыре года последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский передал Евангелие в Войсковую Сечевую Запорожскую церковь. В XIX веке черноморские казаки переселились на Кубань и перевезли с собой библиотеку. До 20-х годов века ХХ книга сохранялось в Войсковом Александро-Невском соборе.
В мае 1922 года Комиссия по изъятию из храмов церковных ценностей передала раритет на хранение в Кубанский областной музей. Спустя почти сто лет, в 2020 году, из бюджета Краснодарского края выделили 4,5 миллиона рублей на реставрацию Евангелия и знамени с надписью "За храбрость и усердiе при переправе чрезъ Дунай Россiйскихъ Войскъ въ 1828 году, постоянную преданность и отличную службу", пожалованное Императором Николаем I Азовскому казачьему войску. Сейчас оба экспоната вернулись в музей.
Как уточнила "РГ", Евангелие весит около 30 килограммов. В Москве обновили его серебряный оклад, полностью восстановили эмалевые медальоны на верхней крышке, очистили застежки переплета в виде фигур апостолов. Над восстановлением памятника книгопечатания трудились химики, металловеды, коррозионисты, художники по металлу, мастера по реставрации переплетов и бумаги. Посетители смогут увидеть книгу после того, как ее поместят в специальный стеклянный защитный стеллаж.
Уникальные казачьи реликвии вернули в музей имени Фелицына в Краснодаре