В Хорватии активно изучают и стараются по возможности сохранить найденные под водой археологические объекты. Страна одной из первых ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 года и с тех пор добилась больших успехов в подводной археологии.
В октябре и ноябре 2024 года команда консерваторов и археологов ICUA Zadar успешно провела испытания подводной защиты для обломков самолета Junkers Ju 87. Это немецкий одномоторный двухместный бомбардировщик, который использовался с 1935 года и во время Второй мировой войны. За неубирающиеся шасси советские солдаты прозвали его "лапотником". Также самолет получил прозвище Stuka ("Штука") - от немецкого Sturzkampfflugzeug, обозначения всех пикирующих бомбардировщиков.
Эта "Штука" разбилась у хорватского острова Жирье в Адриатическом море во время Второй мировой войны.
Ранее считалось, что останки самолетов в воде сохранить невозможно - за счет коррозии металл в итоге полностью разрушится. Специалисты ICUA Zadar в мае 2024 года измерили уровень коррозии на обломках "Штуки" и пришли к выводу, что объект можно сохранить.
Они использовали катодную защиту с помощью жертвенных анодов. Жертвенный анод уменьшает, обнуляет коррозию и агрессивное влияние водной среды за счет процессов электролиза. При эксплуатации может разрушаться.
Установленные в октябре два пробных анода перевели поверхность металла в пассивное состояние, замедлив дальнейшее окисление и коррозию. Результаты показали, что этот метод поможет надолго защитить обломки самолета под водой. В ближайшие месяцы защиту обеспечат пробные аноды, а в 2025 году будет реализован комплексный проект по защите на ближайшие пятнадцать лет.
Когда-то пикирующий бомбардировщик, а теперь просто подводная достопримечательность "Штука"- первый объект под водой, процесс разрушения которого удалось успешно остановить. Сохранять подводные артефакты все еще трудно и экономически невыгодно, поэтому успех хорватских специалистов - это большой прорыв в подводной археологии и консервации.