Биографическая справка
Владимир II Мономах (1053-1125), князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (с 1113). Сын Всеволода I Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Призван киевскими боярами во время народного восстания на великокняжеский стол. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал "Устав", ограничивающий произвол ростовщиков. В "Поучении" призывал сыновей укреплять единство Руси.
Пять походов на половцев
Писательница XIX века Александра Иосифовна Ишимова создала выразительный и чрезвычайно назидательный портрет князя, предназначенный для восприятия самых юных читателей: "Владимир Мономах во всяком возрасте заслуживал любовь окружающих. В детстве он был самый послушный сын; в молодости - самый смелый из князей на поле битвы, самый приветливый дома, самый почтительный к родителям <…>; в зрелых летах - самый добрый государь в наследственном владении своем; самый умный советник великого князя; самый сострадательный благодетель бедных; самый знаменитый победитель врагов отечества".
Со второй половины XI века кочевое племя половцев стало очень серьезной внешней угрозой. С 1061 года половцы постоянно опустошали земли Южной Руси. Летописи полны горестных записей под тем или иным годом: "И был плач велик в земле нашей, опустели села наши и города наши, и бегали мы перед врагами нашими". В 1093 году половцы совершили очередной поход на Русь, разбили соединенные силы нескольких русских князей, захватили многочисленных пленников и "повели в вежи (то есть, в свои жилища - шатры) к семьям своим и сродникам своим много народу христианского; страждущие, печальные, измученные, стужей скованные, в голоде, жажде и беде", - так описывает страдания русских пленников летописец. Пленников степняки продали в рабство византийским и венецианским купцам.
Именно князь Владимир Мономах сыграл первостепенную роль в борьбе со степняками, став организатором ряда последовательных походов против них. В 1095 году Владимир Мономах совместно со Святополком Киевским совершил победоносный рейд против половцев и взял богатую добычу и множество пленных. В 1097 году на съезде русских князей в Любече Владимир Мономах выступил инициатором прекращения междоусобиц и объединения всех сил против половцев. В 1111 году его новый поход в Половецкую землю завершился впечатляющим итогом: "И скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками". Поход 1113 года оказался еще более удачным и привел к гибели двух десятков половецких вождей, не считая простых воинов. Князь Владимир Мономах "пил золотым шеломом (то есть, шлемом) Дон и приемшю землю их всю". Вновь была захвачена разнообразная военная добыча - от скота и домашнего скарба до взятых в плен половецких женщин. Наконец, после похода 1116 года силы Половецкой земли были истощены победоносными рейдами Владимира Мономаха - и степняки откочевали от русских земель. На ближайшие два десятилетия угроза со стороны половцев была устранена.
Добрый для своих и грозный для неприятеля
Государственный историограф Николай Михайлович Карамзин исключительно точно выразил суть управленческой деятельности Владимира Мономаха: "Сей Государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних неприятелей".
Символ веры самого государственного историографа заключался в следующей аксиоме: "Самодержавие есть палладиум (то есть, священный хранитель и залог благополучия и процветания) России; целость его необходима для ее счастья…". Карамзин судил о князе без гнева и пристрастия, не предъявлял ему необоснованных антиисторичных претензий. Историк не считал нужным упрекать Владимира Мономаха за то, что правитель, действуя на удельных князей силой убеждения, не стремился насильственно - железом и кровью - упрочить собственное единовластие и не смог заглянуть в далекое будущее государства Российского, неразрывно связанное с укреплением единодержавия: "Он не имел дерзкой решительности тех людей, кои жертвуют благом современников неверному счастию потомства; хотел быть первым, а не единственным Князем Российским: покровителем России и Главою частных Владетелей, а не Государем Самодержавным". Иными словами, государственный историограф призывал судить о Владимире Мономахе не по тому, что правитель не сумел сделать и что пришлось совершить его преемникам, а по тому, что он сделал по сравнению со своими предшественниками.
Аналогично рассуждал о правлении князя видный дореволюционный историк Сергей Михайлович Соловьев: "Мономах вовсе не принадлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед, разрушают старое, удовлетворяют новым потребностям общества: это было лицо с характером чисто охранительным. Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей: но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворять его общественным потребностям".
История Государства Российского в изображениях державных его правителейВладимир Мономах стремился укреплять династические связи с другими правящими и владетельными домами. Сам он был женат на английской принцессе Гите. Его сын Мстислав сочетался браком с дочерью шведского короля, Ярополк - с осетинской (возможно, молдавской) княжной, Юрий (Георгий) - с византийской принцессой. Дочери выданы замуж за венгерского короля Коломана (Евпраксия), византийского царевича Леона (Мария), венгерского короля Белы II (София). Однако после Владимира Мономаха остались не только разветвленные династические связи, но и его знаменитое "Поучение" - жемчужина древнерусской литературы. И это самый лучший ответ на извечный вопрос Запада, который он высокомерно задает России: "Где ваш патент на благородство?"
Поучение Владимира Мономаха
Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов: и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте неоскудную, - это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. <…>
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни за-творничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. <…>
Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.
Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: "Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй". И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. <…>
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. <…>
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. <…>
И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. <…>
Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком, и за службой сам наблюдал.
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его, ибо меня, грешного и ничтожного, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело - остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческого.
О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою. <…>
А мы что такое, люди грешные и худые? Сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты. Другие собранное нами разделят. <…>