В конце XIX века и начале XX века обязательным элементом образа дамы, особенно молодой барышни, являлась накидка специального кроя - сорти-де-баль. Ее надевали поверх бального или вечернего платья. Предмет одежды был крайне популярен у модниц дореволюционной России - он помогал выделиться из общей массы и поразить кавалеров. Поэтому без накидки на мероприятия не приезжали. Помимо прочего своеобразное манто выполняло две важные функции. Это была не только защита от холода и способ прикрыть обнаженные плечи и декольте.
"Дело еще и в том, что сорти-де-баль не позволяла роскошным нарядам помяться", - рассказали историки Эрмитажа.
Чтобы разнообразить гардероб, дамы придумывали самые разные фасоны для накидок. Например, заказывали "кимоно" из золотистого брокара с широкими манжетами, полами и отложным воротником. Шили манто, используя дорогой тонкий бархат модного "цвета шампанского". Пользовались популярностью и другие материалы. Как пишет журнал "Модный свет" в 1914 году: "Иногда манто делают из двух материй - верхнюю часть из шелка брокар, а нижнюю из атласа или бархата".
Мода менялась, и накидки барышни предпочитали носить очень разные - то длиннее, то короче, с широкими рукавами или вовсе плащ с капюшоном, когда нужно было "защитить" сложную прическу с укладкой.
В XIX веке специальные накидки использовали как для поездки на бал, так и для походов в театр. Причем последним уделяли особое внимание. Примечание из одного модного женского журнала в 1870-х: "Сорти-де-баль делаются для театра несравненно элегантнее, чем для бала, откуда всякий уезжает, когда ему вздумается, и не обязан показываться при выходе друзьям и знакомым".
Уточнялось, что после спектакля все выходили из театра одновременно в ожидании кареты, общались, а потому важно бы "произвести впечатление именно в этот в момент".
Кстати, любопытная деталь. Появляться на балах девушкам разрешали не раньше 16-18 лет. Они не могли приезжать туда (как и в любое другое общественное место) самостоятельно, их должен был "вывозить" кто-то из старших. С момента первого выезда девушка считалась невестой. А потому не стоило выводить ее в свет слишком рано: это "старило", так как окружающие запоминали, что она уже не раз появляется на мероприятии и все не может найти себе жениха.
Неслучайно существовали "ранние" балы для подростков 13-16 лет. На всю Москву славились вечера, которые устраивал знаменитый танцмейстер Петр Иогель. Их организовали в доме Кологривовых на Тверском бульваре. Так, например, известно, что в декабре 1828 года на балу у Иогеля Пушкин встретил 16-летнюю Наташу Гончарову. Холостяки были частыми гостями на детских балах: там можно было увидеть будущих светских звезд и заранее кого-нибудь присмотреть.
Ранее в Эрмитаже рассказали, что в XIX - начале XX века широкое распространение получил портбукет - аксессуар в виде небольшого футляра для цветов. Он был личным помощником дамы и защищал от непредвиденных загрязнений. Также портбукеты служили основой для цветочных композиций, которые часто представляли собой тайные знаки для кавалеров. "Говорящие букеты" могли заключать любовные послания, которые не желали произносить вслух при всех. Если растения держали около сердца, то это могло трактоваться как признание в любви. Направленные вниз портбукеты - знак отказа.
Выставка "Драгоценности! Блеск русского двора" в Историческом музее