Экспозиция объединила более 700 предметов, среди которых графические и живописные программы застолий и званых вечеров, визитные карточки, пригласительные билеты на торжественные приемы, музыкальные и благотворительные мероприятия, поздравительные открытки, издания по светскому этикету второй половины XIX века, всевозможные веера, бальные платья и модные аксессуары, платья для визитов, чайные сервизы, посуда для праздничного стола, музыкальные инструменты и предметы мебели. Многие экспонаты выставляются впервые. И у зрителей есть прекрасная возможность погрузиться в атмосферу праздничного и повседневного церемониалов, которые были неотъемлемой частью жизни светского общества еще пару столетий назад.
Куратор выставки и главный научный сотрудник научно-хранительского отдела "Усадьба Останкино" Ирина Константиновна Ефремова представила понятие "сезон" не просто как время года, а намного шире - как особый период в культурной жизни Москвы и Петербурга XIX века, наполненный балами, маскарадами, тематическими приемами, художественными выставками, театральными представлениями, посещением храмов и просто визитами гостей. Зимний сезон начинался с празднования Рождества и Нового года и продолжался до Пасхи. По точному наблюдению Александра Бенуа, светское общество "научилось превращать суровые зимние дни в нечто приятное и великолепное".
Выставка "Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге" в музее-заповеднике "Коломенское"После празднования Пасхи все участники зимнего сезона на лето переезжали в загородные имения или на дачи, где открывался сезон летний. Он тоже был щедр на светские обычаи и традиции. Но это уже другая история… А пока на дворе зима. Перед гостями экспозиции "Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге" - череда выставочных залов, каждый из которых посвящен определенной теме светского зимнего досуга.
Пойти в гости для человека столичного общества в XIX веке было повседневной рутиной. Приезжать с визитом было принято между завтраком и обедом. И если в Москве время гостей начиналось уже с десяти часов утра, то в Петербурге вас бы приняли не раньше двух пополудни и не позднее пяти-шести часов вечера. Продолжительность визита, будь он поздравительный, прощальный, деловой или интимный, всегда, согласно правилам этикета, составляла не более получаса. Такая практика позволяла побывать за один день сразу в нескольких домах. При этом положено было, чтобы гость передавал через швейцара свою визитную карточку дворецкому, а тот докладывал хозяину дома о посетителе. Как раз такие визитные карточки, а также специальное платье для визитов и чайный сервиз с самоваром вы найдете в первом зале экспозиции.
В остальных залах представлены предметы, связанные с большими церковными праздниками - Рождеством, Крещением, Пасхой, - со зваными вечерами, салонными играми. Последние были непременной принадлежностью светских гостиных. Игры создавали атмосферу непринужденности. Особенно популярными были различные буриме, шарады и каламбуры. Играли также в бильярд, шахматы, триктрак, мельницу и нарды. Но самой распространенной салонной игрой все-таки были карты. За них садились по приглашению хозяина или хозяйки дома, от игры не принято было отказываться.
Много внимания на выставке уделено теме этикета. Особые правила, регламентирующие поведение во всех сферах жизни светского общества, окончательно сложились в нашей стране к началу XIX столетия. Причем этикет был не только светским, но и церковным, праздничным, повседневным, служебным, семейным, застольным. Помимо этого, также был эпистолярный протокол.
Один из последних залов экспозиции можно назвать "Большой бал". Он являет собой собирательный образ праздничного действа, описание которого мы не раз находили во многих произведениях классической русской литературы. Расцвет бальной культуры в Петербурге и Москве пришелся на начало правления императора Александра I. Как мы все хорошо помним, именно в это время состоялся первый бал Наташи Ростовой. Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня Масленицы - устраивать балы в пост было не принято. Татьяна Юрьевна из комедии Грибоедова "Горе от ума"
- Балы дает нельзя богаче,
- От Рождества и до поста,
- И летом праздники на даче.
Завершается выставка рассказом о цветочной моде в России, пик которой пришелся на середину XIX века. "Флеромания" - романтическое увлечение цветами и экзотическими растениями - способствовала появлению многочисленных домашних оранжерей. Большое распространение получили жардиньерки - столики с подставкой для цветов или углублением в столешнице, куда ставились горшки с цветами. Благодаря моде на цветы появились даже новые предметы мебели. Например, диван-цветник, рисунок которого, вместе с другими вещами на "цветочную" тему, украшает последний зал экспозиции.
Выставку "Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге" можно посетить по адресу: проспект Андропова, 39, к. 69 до 16 февраля 2025 года. Она работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00.