25.12.2024 08:00
"Родина"

Клад из Старой Рязани рассказал об иерархии ценностей русских князей

Текст:  Елена Буланкина Игорь Стрикалов (кандидат исторических наук) Алексей Чернецов (доктор исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №12 (1213)
7 июля 2013 года на Старорязанском городище был найден очередной, 17-й по счёту, клад ювелирных изделий1.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Адам Мицкевич "Будрыс и его сыновья"

Пер. А. С. Пушкина

Как обычно, подобные находки обнаруживают случайно. Клад был найден в ходе работ экспедиции, но при этом обстоятельства находки были вполне непредсказуемы. В последние годы склон Северного городища Старой Рязани (древнейшая часть средневекового русского города) разрушался оползнями. Было решено исследовать участки, примыкающие к обрыву. В результате трёх сезонов работ созрела идея объединить старые раскопы 1926 и 1940-1950-х годов и результаты новейших исследований. В 2013-м для этого нужно было сдвинуть отвалы старых раскопов. После того как это было сделано с помощью современной землеройной техники, на расчищенный участок вечером вышли "поисковики", вооружённые металлодетекторами (среди них были старые, "проверенные" друзья экспедиции, и один давний сотрудник).

Результаты этих сугубо разведочных работ оказались сенсационными. Сначала нашли сильно повреждённый пахотой или другими земледельческими работами серебряный медальон с изображением процветшего креста. Вначале его было приняли за часть консервной банки или чего-то в этом роде. Затем нашли несколько повреждённых серебряных бусин, типологически сходных с теми, какие встречаются в найденных ранее старорязанских кладах, и две серебряные пустотелые крестовидные подвески, концам которых был придан облик стилизованных лилий (кринов). Металлодетектор указал и на основное место скопления металлических находок.

Как это нередко бывает при подобных находках, первооткрыватели, пришедшие в лагерь экспедиции, имели вид несколько растерянный и не подававший надежд на хорошие находки. Один из авторов этой публикации, Игорь Стрикалов, задал им шутливый вопрос: "Что, клад нашли?" "Находчики" на всякий случай стали прижимать палец к губам. 8 июля мы не смогли приступить к выемке клада с начала рабочего дня: ожидалось прибытие большой группы студентов-практикантов. Расчистка клада началась во второй половине дня. Оказалось, что большая часть находок сохранилась компактно. Выяснилось и то, что до захода солнца мы не успеем полностью исследовать клад. Пришлось поставить рядом с находкой палатку и оставить на ночь группу физически развитых ребят.

Археологам часто приходится сталкиваться с недоверием местных жителей. Не раз говорили о том, что хорошо известный читателям "Родины" по своим публикациям в журнале Владислав Петрович Даркевич не мог найти так много кладов, что на самом деле он нашёл только один большой клад и разделил его на части, чтобы время от времени подогревать интерес к Старой Рязани. Это, безусловно, выдумки, которые нетрудно документально опровергнуть. В нашем случае места для таких сомнений нет. Клад исследовался три дня в присутствии множества свидетелей, причём его выемка отражена и на экспедиционных видеозаписях, и на профессиональных записях нескольких телекомпаний.

Клад Старая Рязань

Итак, что же такое Старорязанское городище и что представляют собой периодически обнаруживаемые на нём клады? Городище Старая Рязань находится в 65 километрах к юго-востоку от современной Рязани. Это уникальный, эталонный памятник археологии, единственная столица крупной земли-княжения домонгольской Руси, ставшая после разгрома полчищами Батыя классическим "мёртвым городом", территория которого свободна от современной городской застройки2.

Это обстоятельство, весьма печальное для обитателей средневекового города, оказалось исключительно благоприятным для его археологического исследования. Старая Рязань может рассматриваться как яркий пример реализации подобных возможностей - именно здесь ещё в 1822 году были проведены первые, очень несовершенные, археологические исследования древнерусского города.

Учёные, изучающие старинные города, на которых, в отличие от Старой Рязани, до сих пор продолжается жизнь, вынуждены отыскивать участки, не занятые современными зданиями, или строительные площадки.

В настоящее время почти вся укреплённая часть Старой Рязани представляет собой чистое поле, открытое для исследователей; лишь сравнительно небольшие участки заняты немногочисленными современными усадьбами и двумя кладбищами. Несколько сложнее обстоит дело с изучением неукреплённого посада - важной части любого крупного древнерусского города. Эта территория занята постройками и огородами современного села Старая Рязань, и здесь для раскопок доступны лишь небольшие свободные участки.

Укреплённая часть средневекового города имеет размеры 1300 на 800 метров и площадь около 70 гектаров. Много это или мало? Для средневековой Руси довольно много - чуть меньше, чем площадь Киева, Чернигова и Владимира - крупнейших городов того же времени; раза в два с половиной больше, чем Московский Кремль.

О том, что на этом месте стоял крупный столичный город, в настоящее время свидетельствуют лишь многометровые валы, на которых некогда возвышались деревянные стены и башни. Протяжённость сохранившейся части валов более двух километров; во время расцвета города длина кольца укреплений достигала 3,5 километра.

Старая Рязань стоит на высоком правом коренном берегу Оки. Напротив простирается бескрайняя живописная пойма, на которой расположен затон - древнее русло Оки и многочисленные старичные озёра. "Какие пленительные и, можно сказать, единственные виды представляет Старая Рязань со своими окрестностями… Эти места достойны, чтобы на них стоял столичный город"3, - писал проезжавший здесь в 1829 году молодой В. Г. Белинский. И сейчас можно встретить людей, которые, однажды приехав на Старую Рязань, влюбились в это замечательное место и год за годом вновь тянутся сюда.

В 1858 году Д. И. Иловайский вынес суровый и в основном справедливый приговор князьям Рязанской земли. "Бесспорно, это самая воинственная и беспокойная ветвь Рюрикова дома, в то же время самая жестокая и коварная… Рязанские князья более других забывают о единстве Рюрикова поколения, о целости Русской земли и преследуют только свои личные интересы"4. Однако в контексте ситуации XII-XIII веков подобные настроения рязанских князей более соответствовали господствующим тенденциям и реальным перспективам эпохи, чем, скажем, ностальгические претензии на контроль над всей Русской землёй, характерные для Юрия Долгорукого, Юрия и Ярослава Всеволодовичей или стремление восстановить справедливость на всём её пространстве, как это виделось воинственному авантюристу Мстиславу Мстиславичу Удалому. Обращаясь к вопросу о наличии или отсутствии общерусского патриотизма у населения Рязанской земли, можно только отметить, что наиболее яркие литературные произведения, связанные с борьбой против монгольского ига, - "Повесть о нашествии Батыя на Рязань" и "Задонщина" - были созданы уроженцами Рязанщины.

Центр обширного Рязанского княжества, территория которого в несколько раз превосходила нынешнюю Рязанскую область, не смог оправиться после катастрофических событий зимы 1237 года. Старая Рязань оказалась первым крупным древнерусским городом, осаждённым монголами. Между тем она даже не являлась стратегической целью захватчиков - монголы располагали разведывательной информацией и знали, что наиболее серьёзными противниками из числа русских князей, которых нужно было разгромить в первую очередь, были в те времена не правители Киева и Чернигова, а владимиро-суздальские князья. Путь из степей на Владимирщину шёл через Рязанское княжество.

Из всех крупных княжеств и городов, разгромленных войсками Батыя, самые подробные и самые поэтические предания повествуют именно о Старой Рязани. Завоеватели потребовали десятой доли всего: представителей княжеского рода, простолюдинов, а также скота, в частности коней - белых, вороных, бурых, рыжих и пегих.

Ответ рязанских князей прозвучал достойно: "Коли нас не будет всех, то всё то ваше будет" 5.

Паника и суматоха, связанные со взятием города неприятелем, неизбежно вызывали у населения стремление спрятать и сохранить всё наиболее ценное. В дальнейшем владельцы были убиты или угнаны в плен, и тайна спрятанных сокровищ осталась неузнанной. Масштаб нашествия определил количество подобных находок - во многих городах они насчитываются десятками. Больше всего кладов найдено в номинальной столице Русской земли - Киеве. Есть они в Чернигове, Владимире, есть и в сравнительно небольших городах того времени - в Твери и Москве. Второе место после Киева по количеству найденных кладов занимает Старая Рязань.

Реконструирован облик хозяйки уникального тульского клада

Первый (и самый богатый) из старорязанских кладов был найден при дорожном строительстве в 1822 году. Находки включали многочисленные золотые ювелирные изделия, украшенные драгоценными камнями, перегородчатой эмалью, зернью и сканью. Теперь этот клад хранится на видном месте в Оружейной палате Московского Кремля.

Именно эта находка привела к тому, что Старая Рязань оказалась первым древнерусским городом, где были проведены археологические исследования. Немаловажно, что уже в следующем 1823 году об этих исследованиях и о кладе была опубликована иллюстрированная книга6. В те годы, когда всё общество испытывало патриотический подъём, связанный с победой над Наполеоном, когда выходила пользовавшаяся исключительным читательским успехом многотомная "История государства Российского" Н. М. Карамзина, темп культурной жизни был иным, чем в наше время, когда публикации зачастую сильно запаздывают по отношению к находкам и раскопкам.

Авторы первых научных публикаций о старорязанских находках не были какими-то второстепенными фигурами на интеллектуальном небосклоне своего времени. Константин Фёдорович Калайдович (1792-1832) справедливо считается одним из "Колумбов российской истории". Это был блестящий знаток средневековых рукописей, консультировавший самого Карамзина, публиковавший и комментировавший памятники народной поэзии. Ещё один известный автор, писавший о знаменитом кладе 1822 года, - президент Императорской Академии художеств Алексей Николаевич Оленин (1763-1844)7 - один из первых исследователей, профессионально занимавшийся вещественными памятниками русской старины.

Эпидемия холеры рассудила поэта Александра Пушкина и "тысячеискусника" Алексея Оленина

Сокровища, принадлежавшие жителям Старой Рязани, вероятно, неоднократно обнаруживали и ранее. После того как город перестал существовать, их не раз могли находить крестьяне-пахари. В некоторых случаях об этом сохранились свидетельства письменных источников, например, есть упоминания о находке здесь в конце XVIII века короны и ещё нескольких изделий из золота. Но как выглядели эти находки, можно только догадываться. В XIX столетии известны находки 1868, 1887 и 1888 годов. В 1938 году были найдены вещи из ещё одного клада. Оставшуюся часть этого комплекса удалось дособрать при научных раскопках в 1950-м.

Современные научные исследования Старой Рязани ведут свой отсчёт с 1945 года, когда экспедицию возглавил известный советский археолог-славист А. Л. Монгайт. В 1966-м работы экспедиции были возобновлены и сразу же увенчались серией блестящих находок кладов.

Отметим клад 1966 года8. Он невелик по количеству находок и их весу, включает только серебряные изделия. Зато среди них подлинный шедевр древнерусского ювелирного ремесла - знаменитый широкий пластинчатый двустворчатый браслет с изображением музыкантов (гусляра и флейтиста) и плясуньи. Все изображения отмечены исключительной изысканностью и профессионализмом. При этом образы главных действующих лиц, несомненно, оказались сниженными, гротескными. Достаточно сравнить их с нейтральными в этом плане, благополучными и упитанными образами зверей и птиц, выполненными тем же мастером.

"Плясунья" представлена со спущенными рукавами преувеличенной длины (принадлежность моды того времени). Очевидно, взмахи подобных рукавов напоминали о крыльях птиц. Можно вспомнить пляску сказочной царевны-лягушки, при взмахах рукавов которой появлялись всякие чудеса. На запястьях эти рукава схвачены браслетами.

Очевидно, мастер хотел изобразить браслеты того же типа, что и тот, на котором находится это изображение. Но можно ли назвать саму плясунью красавицей?

Здесь, пожалуй, уместно вспомнить описание крестьянской пляски у И. А. Бунина: "Нехороша, немолода, невелика, сухощава, а у всех замирает сердце: какая сжатость сил, тайной страсти и какой оттого пущий блеск, лад!"9 Наша плясунья успела только выставить ножку ("выходка"); одновременно она выпивает, очевидно, для храбрости. Выпивает и один из её напарников - флейтист.

Рядом - звериная маска. Это своеобразный "детерминатив", указывающий, что речь идёт о народных игрищах типа западноевропейского карнавала.

Образы карикатурных человечков трудно назвать идеализацией народных увеселений. И всё же они прекрасно передают атмосферу праздника. Можно вспомнить позднейшую лубочную картинку "Баба Яга пляшет с плешивым мужиком"10. Щёки Бабы-яги украшены подвесками поистине богатырского размера, под стать тем, какие встречаются в старорязанских кладах. Персонажи явно комические, но как динамично передана картина разудалой народной пляски!

Клад 2013 года был обнаружен на участке, расположенном на территории древнейшей части средневекового города, на так называемом Северном городище. Ранее в этой части Старой Рязани подобных кладов не находили. Вместе с тем поблизости был встречен ряд находок, свидетельствующих о том, что здесь находились усадьбы и мастерские ремесленников-ювелиров.

Клад был захоронен на очень небольшой глубине, что объясняется спешкой и затруднениями, связанными с необходимостью рыть мёрзлую землю. Хорошая сохранность клада в значительной степени объясняется тем, что он был перекрыт отвалом старых раскопок. Всё же верхняя часть клада пострадала от пахоты или работ на огороде, и несколько находок смещены на значительные расстояния. Вместе с тем основная часть находок осталась не потревоженной и сохранилась в виде компактного комплекса. Состав клада необычен.

В состав клада входят многочисленные серебряные украшения. Среди них четыре медальона с изображениями процветших крестов, четыре колта (два чечевицевидных и два звёздчатых) и наборы тиснёных колодочек для их подвешивания, более 20 крупных бусин, украшенных зернью и сканью, несколько каменных наперсных крестов, часть из которых украшена серебряными накладками (обоймами), пустотелые тиснёные криновидные подвески, многочисленные серебряные трёхбусинные полукольца для головных украшений, два витых браслета (из них один украшен вставками из поделочного камня или стекла), золочёные нашивные накладки, которыми могли украшаться ремни или ткани.

Ряд находок (кресты, привески, колодочки для подвешивания колтов, трёхбусинные полукольца) сохранились с шнурками и нитями, позволяющими реконструировать способ ношения украшений. Колты, представленные в находках клада, носились попарно (чечевицеобразный в паре со звёздчатым); их дужки были сцеплены. Такой способ ношения колтов как будто фиксируется впервые. Кроме того, в состав клада входили мелкие стеклянные бусы (бисер), а также обломок кремнёвого на- конечника стрелы. Последний, по-видимому, попал в состав клада как амулет, оберег, призванный обеспечить его сохранность.

Кресты с Иисусом и Девой Марией нашли в Крыму

Клад, очевидно, был сокрыт мастером-ювелиром. Об этом свидетельствует наличие каменных крестов, которые ещё не были украшены серебряными накладками (или такими, у которых этот процесс не был завершён). В состав клада входит ювелирное сырьё - рулончик золотой фольги, небольшой слиток золота и несколько серебряных слитков. Не совсем понятно назначение свёрнутой в кольцо серебряной ленты длиной около 5 метров. Её ширина более 1 сантиметра, толщина около 1 миллиметра (то есть значительно толще фольги). Окончанию ленты придана полукруглая форма, её внутренняя сторона позолочена. Очевидно, это не сырьё, а скорее полуфабрикат (окантовочный материал?).

В непосредственной близости от клада, вместе с разрозненными вещами, нарушенными пахотой, было обнаружено несколько ювелирных матриц, возможно, также входивших в состав клада. Среди них матрица для оттискивания криновидной подвески, сходной с представленной в комплексе клада. Ещё одна матрица предназначалась для оттискивания колодочки для подвески колта. Эта матрица представляет собой недоработанное изделие (не сняты заусенцы и другие дефекты литья).

Неподалёку от места находки клада обнаружены литейные отходы, связанные с производством бронзовых пуговиц. Соотношение клада и обнаруженных поблизости находок с усадебной застройкой и отдельными жилыми и хозяйственными сооружениями до завершения работ на участке остаются не до конца ясными.

Клад, совершенно очевидно, относится к числу тех, которые были в спешке зарыты в декабре 1237 года, в момент осады города полчищами

Батыя. И всё же - кем и зачем зарывались в землю подобные ценности?

Начнём с того, что средневековая Русь не имела собственных рудных источников ни золота, ни серебра. Следовательно, все подобные ценности могли принадлежать только исключительно богатым людям.

На первый взгляд этому противоречат сравнительно небольшие наборы вещей в отдельно взятом кладе. Ряд исследователей полагал, что древнерусские клады, связанные с монгольским нашествием, могли принадлежать не только боярам, но и зажиточным горожанам.

Постепенно выясняется, что реальная картина была несколько иной. Отдельный клад вовсе не являлся полным набором вещей, принадле жавших одной семье. В пределах так называемой "усадьбы воеводы" найдены 4 клада ювелирных изделий, в том числе один (1992), включающий золотые изделия (а таких кладов на Старой Рязани пока известно только два!11), и один, в состав которого входит уже упоминавшийся браслет "с гусляром" - несомненный шедевр ювелирного искусства.

В 1979 году в подполье одного жилища было обнаружено два небольших клада серебряных ювелирных изделий12. Подпол докопали только в 1995-м, причём нашли ещё одну серебряную чашу, украшенную позолотой13. Очевидно, обитатели жилища (прикрывшие свои сокровища собственными обгоревшими костями), сознательно делили свои сокровища на части, чтобы хоть что-то уцелело.

В 2005 году археологи раскапывали участок, подвергшийся грабительским разрытиям. Кладоискатели оставили учёным довольно много обломков ювелирных изделий (очевидно, были нужны только целые вещи, пригодные для продажи). Значительно ниже, в подпечной яме, на глубине, куда уже не "достают" рядовые металлоискатели, археологами был обнаружен нетронутый клад…14 Итак, и здесь обитатели одной усадьбы, владельцы больших ценностей, не закапывали их все вместе, а рассредоточивали.

Если на "усадьбе воеводы" археологи раскопали 4 клада, то сколько их там было зарыто на самом деле? Неужели завоеватели были настолько невнимательны, что не откопали здесь ничего? Неужели на усадьбу после трагедии не вернулся никто из семьи владельцев усадьбы или их домочадцев, слуг, соседей и ничего не откопал? Скорее всего, там, где было найдено 4 клада, их было зарыто не менее6.

Вообще вопросы статистики, особенно по отношению к уникальным находкам, оказываются весьма рискованными. На сегодняшний день раскопано 6 процентов укреплённой территории Старорязанского городища. Значит ли это, что 94 процента кладов всё ещё ждут своих открывателей? Вероятно, отнюдь нет. Городище распахивалось в течение столетий, и много неучтённого уже было найдено случайными людьми прошедших столетий. А многое и "любителями" незаконных раскопок XX века. Поскольку Батый осаждал Старую Рязань в декабре, а землекопные орудия тех времён не были приспособлены для рытья мёрзлой земли, значительная часть сокровищ должна была залегать неглубоко, что и показывают находки. Исключение составляют те случаи, когда для сокрытия кладов использовались имевшиеся погреба и подполья. Главной задачей было не закопать ценности поглубже, а скрыть их незаметно.

Учитывая то соображение, что богатый дворовладелец мог зарывать не один клад, приходится признать, что 17 кладов, обнаруженных на сегодняшний день, - не слишком много.

При этом клад мог сокрывать сам владелец усадьбы, кто-то из его родных или служителей (не обязательно ключник или управитель, в экстремальных обстоятельствах это мог быть и рядовой слуга). Кроме того, сокровища могли быть похищены в обстановке суматохи, связанной с взятием города - как "своими" ворами, так и захватчиками (кто-то из них мог что-то припрятывать до поры до времени от сослуживцев и начальников). Наконец, как это показывает клад 2013 года, сокровища могли прятать ремесленники-ювелиры. В домонгольской Руси это были люди невысокого социального ранга, они не были собственниками создававшихся ими изделий. Но в момент опасности в их руках могли находиться незавершённые и неоплаченные заказы.

Всё же остаются ещё два, и притом капитальных, вопроса. А как в целом относились в древнерусском обществе к богатству, украшениям?

Ведь всё это достаточно негативно оценивается с точки зрения христианской, особенно аскетической традиции. И ещё один, более конкретный вопрос: не слишком ли активно наши предки занимались сокрытием кладов перед лицом очевидной смертельной опасности? Само количество дошедших до нас подобных находок ясно свидетельствует о том, что эта затея была достаточно безнадёжной…

Вероятно, нет нужды говорить о том, что с церковной, монашеской точки зрения богатство, роскошь, украшения - понятия не одобряемые.

Но было и иное мерило, воинское, феодально-рыцарское. К счастью или к сожалению, и тут результат довольно сходный. В Повести временных лет под 1075 годом читаем "В сё же лето придоша сли [послы] из немец к Святославу [сыну Ярослава Мудрого]. Святослав же, величаяся, показа им богатьство своё. Они же видевшее бещисленое множьство злато и сребро и паволокы [ткани типа парчи] и реша [сказали]: сё ни в чтоже есть, се бо лежить мертво. Сего суть кметье [воины] луче: мужи бо ся доищуть [достанут, добьются] и болше сего"15. По существу, то же самое говорил и Владимир Красное Солнышко: "Златом и сребром не имам налести [добыть] дружины, а дружиною налезу сребро и злато, якоже дед мой и отец мой доискася дружиною злата и сребра"16.

Соотношение богатства женских украшений и воинской доблести с предельной ясностью отражено во вступлении к одному из наиболее ранних летописных текстов: "А дружина его кормяхуся, воюющее ины страны и бьющееся и ркуще: "Братие, потягнем по своём князе и по Русской земли… Они бо не складаху на своя жёны златых обручей, но хожаху жёны их в сребреных…"17 Здесь прямо сказано, что богатство женских украшений и военные успехи Древней Руси находились в обратно пропорциональной зависимости. Отметим, что состав старорязанских кладов свидетельствует о том, что их владельцы, "удальцы и резвецы рязанские" (за двумя исключениями), "складаху" на своих жён именно серебряные, а не золотые украшения.

Иерархия ценностей в обществе, в котором господствовало военное дружинное сословие, отражалась в эстетических представлениях и связанных с ними литературных образах. В "Повести о нашествии Батыя на Рязань" погибшие воины названы "князи местные и воеводы крепкие, удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское". Слово "узорочье" в устах древнерусского книжника было синонимом самой высшей оценки красоты. В одном древнерусском тексте вопрос, означающий "Что лучше всего на свете?" звучит как "Что есть узорочнее во свете сём?" (ответ "Всего есть лучши своя воля!"18). И именно материалы кладов, зарытых русскими людьми во время нашествия Батыя, наиболее наглядно показывают, какое содержание вкладывали наши предки в понятие "узорочье".

Предвестием грядущей миссионерской и просветительской деятельности Кирилла, первоучителя словенского, был вещий сон, включавший образ невесты, украшенной драгоценным убором. "Семи же лет отрок бысть, виде сон и поведа отцю и матери. И рече, яко: "Стратиг събравъ вся девица нашего града и рече к мне: "Избери собе от них, еюже хощеши подружию на помощь и сверсть собе". Аз же глядав и смотрив всех, видех едину краснеишю всех: лицем светящюся и украшену велми монисты златыми и бисьромъ и всею красотою. Еиже бе имя Софъя, сиречь мудрость. Ту избрах". Слышавъша же словеса си родителя его, рекоста к ему: "Сыну, храни закон отча твоего и не отверзи наказания матере своея. Светилник бо заповедь закону и свет. Рчи же премудрости: "Сестра ми буди", а мудрость знаему себе створи. Сияет бо премудрость паче солнца, и аще приведеши ю себе имети подружье, то от многа зла избавишися ею"19. Этот литературный эпизод отразился и в памятнике гимнографии, посвящённом святому. "От пелён прилежно премудрость сестру себе сотворив, богогласе, пресветлую видев, яко девицу чисту, юже прием, приведе, яко монисты златыми сею украсив свою душу и ум, и обретеся яко другий Кирилл, блаженнее, разумом и именем мудре" (Молитвослов, 14 февраля, тропарь гласа 4).

Кроме житейского, бытового содержания сон Кирилла включает (что естественно для житийной литературы) христианскую символику - девица, избранная Кириллом, носит имя София, то есть Премудрость Божия. Очевидно, этот образ ассоциировался также с известными словами псалма 44, 10 "Предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена", то есть не только с аллегорическим образом Софии, но и с Богородицей. Нельзя не вспомнить и известное место из "Песни Песней" Соломона: "Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками" (1, 9, 10).

Мотив выбора невесты - смотра девиц, несомненно, отражает традиции византийского императорского двора. В данном случае он символизирует царственный (и государственный) характер равноапостольской миссии первоучителей словенских. Сон Кирилла, очевидно, толкуется в соответствии с популярным (но отнюдь не универсальным) принципом: "сны предвещают обратное", то есть в данном случае он предрекает иночество, безбрачие.

Необходимо иметь в виду сложный, противоречивый ("диалектический") характер христианской символики. Монашеский сан мог ассоциироваться с мотивами брака. "Хочешь ли я покажу тебе одетых в брачную одежду? Припомни святых, облечённых в власяницы, живущих в пустынях. Они-то носят брачные одежды" (Иоанн Златоуст. Из бесед на Евангелие от Матфея). В правилах VI Вселенского собора (691 год, правило 45) читаем: "В неких женских монастырях, приходящие сподобитися оного священного (иноческого) образа, первее облекают их шёлковыми разноцветными одеждами, ещё же и украшениями, испещрёнными златом и драгоценными камнями, и с приступающих таким образом ко алтарю, снимают столь великолепное одеяние… и их облекают в чёрное одеяние"2. Данный обычай осуждается отцами собора, однако существенно, что подобные представления и обряды имели, по-видимому, достаточно широкое распространение. Напомним также обычную на Руси характеристику монахинь как "невест Христовых".

Древнерусские клады содержат находки, сильно различающиеся по своему эстетическому достоинству. Частью из них, несомненно, мог быть доволен "взыскательный художник", другие отмечены аляповатостью, соответствуют примитивным варварским вкусам. Вероятно, среди древнерусских ювелиров были мастера, предъявлявшие к себе и своим творениям высокие требования. Вместе с тем очевидно, что среди потребителей подобных изделий было немало таких, которым были нужны только уверенность в том, что они изготовлены из дорогих материалов и богато украшены. Иными словами, много веков назад ситуация в этом отношении очень мало отличалась от современной.

Кого, однако, облекали в те дорогие уборы, которые мы находим в подобных кладах? Только ли спесивых пожилых княгинь и боярынь, или также и молоденьких модниц-вертихвосток тех отдалённых времён? Скорее всего, в реальной жизни - и тех и других…

Конечно, в любую эпоху солидные наборы дорогих украшений, как правило, доставались от пожилых мужей пожилым жёнам (что можно наблюдать и сегодня). Соответственно, облик немолодых жён не всегда мог казаться благообразным. В "Молении Даниила Заточника" читаем: "Видех злато на жене злообразне и рекох ей: нужно (тяжко) есть злату сему"21. Это, очевидно, пересказ популярной цитаты из Притчей Соломоновых "Якоже усерязь [серьга] златый в ноздрех свинии, тако жене злоумней лепота" (11, 22). Отметим, что русский книжник переносит своё внимание с нравственной характеристики "злых жён" на их внешний облик.

А. С. Пушкин писал: "Не скоро ели предки наши". При этом, рассказывая о современных ему провинциальных нравах, он характеризовал их сходными чертами: "Им расточены / Порой тяжёлые услуги / Гостеприимной старины". Тяжеловесность и консерватизм можно, пожалуй, рассматривать как устойчивую национальную особенность русских традиций. В "Войне и мире" читаем: "Графиня Безухова… затемняла своею тяжёлою, так называемою русскою, красотой утончённых польских дам". Отметим, что графиню, конечно, трудно зачислить в число консерваторов в области нравственности. Ф. М. Достоевский, не столь аристократический автор, как граф Л. Н. Толстой, выражался прямее: "Вообще в русской красоте женских лиц мало той правильности и… несколько на блин сводится". Дело, однако, не в том, кто из классиков русской литературы глубже проник в глубины русской красоты и духовности, а в том, какие специфические черты национального характера и идеалов мы можем уловить, рассматривая памятники старины.

Однако только ли мрачноватые чопорные старухи были потребителями прихотливых украшений? Не верится, судя хотя бы по праздничности стиля этих изделий. И как к этим украшениям и тем, кто красовался в них, должны были относиться современники с высоты христианских идеалов? Но ответы на этот вопрос мы уже имеем. Карикатурные фигурки на браслете из клада 1966 года говорят о возможности посмеиваться над обладателями дорогих украшений. Эта возможность отражена и в ряде старинных русских загадок, посвящённых женскому убору и украшениям.

"У молоденькой молодки под хвостом светло" (кичка с парчовыми украшениями) или "Под лесом-лесом пёстрые кольца висят, девок красят, молодцов дразнят" (серьги)22. Пряная эротика этих загадок не оставляет сомнения в том, что подобные ассоциации всегда присутствовали в семантике древнерусских женских украшений.

Вернёмся к вопросу, не лучше ли было бы жизнь спасать, чем заботиться о сокровищах? Думаем, что абстрактный ответ на подобный вопрос однозначен. Однако каждый ли может отвечать за себя, попав в соответствующую ситуацию?

Конечно, христианская религия учит нас презирать богатство. Но новокрещённые вчерашние язычники могли иметь об этом совсем другие понятия. Начнём с того, что золото и серебро издревле считались сакральными материалами. Ими часто украшались священные (в том числе и христианские) объекты.

Сокрытие кладов накануне неизбежного прихода неприятеля - конечно, жест отчаяния. Но вместе с тем это и проявление надежды, которая, как известно, умирает последней…

Есть и ещё один аспект, объясняющий подобное поведение. В хронике норвежских королей, написанной известным исландским автором

Снорри Стурлусоном, рассказывается, как йомсвикинг Буи, предводитель вольницы типа морских ушкуйников или пиратов позднейшего времени, противник Олава Трюгвассона, норвежского короля, также недалеко ушедшего от классического морского разбойника, в тот момент, когда он понял, что побеждён в морском сражении, "схватил два ларца, полные золота, и крикнул громко: "За борт, все люди Буи!" И… бросился за борт"23.

Зачем ему были нужны ларцы с золотом на том свете, объяснено в той же книге: "Он [бог Óдин] сказал, что каждый должен прийти в Валгаллу с тем добром, которое было с ним на [погребальном] костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю"24. Очевидно, подобными соображениями могли руководствоваться и наши далёкие предки. А если выражаться проще - пусть лучше пропадёт, чем достанется врагу…

г. Рязань - Москва

Реликвии Научная библиотека История